«Ахматова. Поэма без героя», Кирилл Серебренников и Алла Демидова, Гоголь-центр

По центру шар, опоясанный лестницами, напоминающий модель планеты с кольцами. В центре шара – экран, под экраном - зеркало, а под зеркалом – чёрная дыра. По бокам от него два деревянных сарая. Внутри сараев до поры скрываются арфы. На заднике горит неоновая надпись: Deus conservat omnia... - Бог сохраняет всё. Это девиз с герба старинного графского рода Шереметевых, усадьбы которых тесно переплелись в судьбе Ахматовой. Перед сценой - Алла Демидова. В луче света она рассказывает подробности похорон Анны Андреевны, и своей причастности к её биографии. Дальше всё будет происходить на сцене. Появится артист-музыкант, играющий на той самой арфе, и немного на гуслях. Актриса Светлана Мамрешева исполнит роль визави главной героини. На ней чёрное платье. И похожий на лучистую звезду головной убор, который превращает её то в ряженого скомороха, то в ростральную колону, то в статую Свободы.

Алла Демидова в роли главной героини не просто бесподобна. Кажется, что только она одна на всём белом свете способна передать мощную ахматовскую  энергетику. Она припечатывает зрителей одним поворотом головы. Не говоря о сложном тексте, который в спектакле льётся, как магическое заклинание, уводя в такие глубины, что становится по-настоящему страшно.

Тему смерти, во всех оттенках понимания, усиливают чёрные костюмы, чёрные декорации и белый снег, который сыплется сверху жемчужными слезами. Дополняет картину чёрно-белый видеоряд: это мелькающие фрагменты лиц поэтов, кадры блокадной хроники, пролетающий над Невой «топор Достоевского». Алла Демидова на глазах самым мистическим образом превращается то в саму Ахматову, то в боярыню Морозову, то в монахиню, и даже в саму смерть. Она доведена до высшей степени отчаяния, но продолжает говорить стихами. Её невероятная сила духа идет откуда-то из глубины веков.

Вдруг в колдовство энергетики Демидовой врывается резкий громкий звук наступившего «20 века», он больно колотит по ушам. Свет яркого прожектора, отражённый зеркалом в сторону зрителей, слепит глаза. Словно требует: вникни глубже, чувствуй, как больно.

Чувствую. Как это мощное, колдовское, трагичное, полное печали действие припечатывает - иначе и не скажешь. 

 

Королева Мария

Фото: Антон Земляной