В Москве открылась выставка работ Энди Уорхола

Застрахованная на десятки миллионов долларов экспозиция объединила около двухсот работ американского художника, чье творчество знают даже те, кто совсем не увлекается современным искусством. 

Почти всю жизнь обед его оставался неизменным — суп одной и той же марки из банки с красно-белой этикеткой. А творческий стиль, внешность и окружение с юности до неполных 60 лет, когда Уорхол внезапно скончался, изменились драматически: Интеллигентный Белый Кролик (студенческое прозвище) превратился в арт-объект, суперзвезду в темных очках и парике. 

Свое любимое блюдо, консервы "Кэмпбелл", он, впрочем, тоже сделал предметом искусства: десять банок прибыли на московскую выставку из музея Уорхола в Словакии, с родины его родителей-иммигрантов. 

Впервые холсты выставили в 1962 году в галерее "Ферус" в Лос-Анджелесе — каждый по сто долларов. Конкуренты по соседству, тоже торговавшие искусством, тогда просто расставили у себя в зале реальные банки с супом: мол, зачем переплачивать, если можно приобрести оригинал за несколько центов? Позднее один "Кэмпбелл" ушел с аукциона за 60 тысяч долларов, а в 2010-м — почти за 24 миллиона. 

При первом взгляде на яркие работы Уорхола кажется, что он совершенно удалил из них главную составляющую творческого произведения — уникальность. Ведь картины, которые создавали в основном ассистенты, подписывала его мать. 

На самом деле, если присмотреться, тиражируемые и кажущиеся одинаковыми образы отличаются — пусть и небольшой деталью. Так что художник все же преобразует реальность, причем выбирая самые демократичные и понятные даже обывателю вещи. Как говорил Уорхол, и английская королева, и бедняк на углу пьют одну и ту же колу. Пожалуй, никому еще не удалось так воспеть общество потребления и при этом так раскритиковать его.  

Жизнь как искусство 

Куратор выставки Джанни Меркурио рассказывает, что над названием долго не размышляли: "Мне говорили, что в России, когда вы пишете официальные бумаги, то начинаете со стандартной формулы "Я, Ф. И. О., ..." И меня озарило: наша ретроспектива — как раз и есть его заявление". 

По словам Меркурио, на подготовку экспозиции ушло около трех лет. Открыться планировали еще в марте, но помешала пандемия. Это третья масштабная выставка Уорхола в России: впервые официально его привезли в страну в 2001-м, не считая "квартирника" в 1986-м. 
Для Меркурио это не первый проект в Москве — три года назад он курировал экспозицию Джорджо де Кирико "Метафизические прозрения" в Новой Третьяковке. Нынешняя, хоть и в том же здании, прибыла в Москву стараниями Союза художников России и разместилась в их зале, в котором теперь показывают независимые от Третьяковки проекты. 
Посетителей пускают по сеансам, с десяти до девяти, и за полчаса надо успеть осмотреть почти две сотни работ пионера поп-арта, в том числе самый дорогой экспонат — "Мэрилин", а также "Мао", "Электрический стул", "Вымирающие виды", "Десять евреев ХХ века". 

"Большинство картин — из частных коллекций, и из-за пандемии было крайне тяжело уговорить некоторых владельцев одолжить нам их шедевры", — признается Меркурио.

Он гордится тем, что смог привезти Ленина. "Это одна из ключевых работ Уорхола, который был одержим идеей ухода из жизни. То, как вождя революции сделали "бессмертным", выставив тело в Мавзолее, поразило его". 

По материалам ria.ru

Дорогие друзья! Всегда больше фото в
Инстаграм @danafeo и @feogreat1. Если вы побывали на событии, о котором я рассказал-напишите мне. Я обязательно ознакомлюсь и размещу на нашем сайте. Писать и присылать фото надо лично мне, для этого необходимо присоединиться ко мне в друзья. Жду ваших писем.

Феодосий Ячменёв

Фото взяты из открытых источников Интернета.