"Россия в натуральных цветах" 1906-1916


Это герои нашего времени, вместе собравшие уникальный, затерянный во времени материал, обобщившие его, сопроводившие двуязычным текстом "билингва", издавшие в лучших возможностях современной полиграфии, в книге-альбоме, продуманном до самых немыслимых мелочей, даже осязательных.

Современные, красивые, молодые, очень зоркие и сверхпрофессиональные, они несколько лет назад не смогли пройти мимо поразившей их темы. Так началась работа издательства "Красивая книга" по созданию альбома о фотографе, бизнесмене, художнике, ученом Сергее Михайловиче Прокудине-Горском. Юлия Чистота и Кирилл Андреев, помимо качественной масштабной корпоративной полиграфии, занялись осуществлением желания, ознакомить как можно больше людей с цветным фотографическим чудом Прокудина-Горского.

Конечно в такой путь без серьезной научной основы отправляться нельзя. Время опять сделало неожиданный подарок: встречу с профессором Светланой Петровной Гараниной. Московский ученый, историк, сотрудник Московского Государственного Института Культуры еще в 70-е годы нашла уникальные материалы в Питерских библиотеках и архивах, тогда еще Ленинградских. Её личное открытие и удивление легло в основу многолетней увлеченной работы, востребованной и поддержанной, как у нас в стране, так и за рубежом.

Простые люди, читатели, а порой и коллеги, говорили, что "этого не может быть, и цветных фотографий Толстого, царской семьи, да и Имперской России быть не может". Светлана Петровна, со свойственным ей доброжелательным спокойствием и уверенностью говорила, придерживаясь научного дискурса, "позвольте, этой темой занималась лично, вот мои работы, статьи, вот источники", рада поделиться. Никаких сенсаций. Просто наука и подарок времени.

Но, справедливости ради, нужно сказать, что работы Прокудина-Горского были известны современникам ушедшей эпохи, они публиковались в журналах, как статьи так и фото. Пейзажные изображения, архитектурные, портреты художественной фотографии, дышащие красотой времени натюрморты. Изобретение авторского метода фиксации цветного натурального изображения, и многчисленные фото бескрайней страны, сделали его известным более как фотографа. Хотя даже в этом открытии лежит инженерия, химия, знание бизнеса.

За его научными работами, за их малым отражением, можно проследить в открытом доступе. Еще в конце девятнадцатого века Сергей Михайлович участник множества конференций, он в самом центре нескольких научных направлений и в самом центре жизни общества. Самостоятельный и успешный предприниматель, что помогло ему не раз в жизни, как при осуществлении своих экспедиций по России, так и после краха страны и вынужденного отъезда. Он не был гоним, скорее востребован, но ближайшее знакомство с истребленной Царской семьей диктовало единственный выход.

А как же работы? Ведь это не дагерротип, жесткая пластинка, предвестник фото. Это не картонные отпечатки, прекрасно сохранившие для нас многое. Его работы печатались со специальных трехцветных стекол, и одного черно-белого. Да это можно назвать и предтечей телесигнала и векторного изображения. Но вывозить из страны и хранить! Часть коллекции, примерно половина, где-то осталась спрятанной в России еще в революционное смутное время.

Еще один подарок сделало время вновь. Эти стекла, парижскую часть коллекции носителей, хранит Библиотека Конгресса США. Коллекция оригиналов, по невеселым обстоятельствам, была продана, но сохранена. Более того, что бесценно и важно, она доступна людям в бесплатном доступе на сайте этого по сути международного научного хранилища. Все работы по исследованиям, научной и изобразительной подготовке издания, велись в большом творческом уважительном международном сотрудничестве. Все материалы предоставлены Библиотекой Конгресса безвозмездно.

На нашу встречу в "Документальной киноистории" профессор Светлана Петровна Гаранина предложила предоставить для осмотра и ознакомления раритеты Прокудина-Горского и несколько больших фото, подаренных ей Библиотекой конгресса США, а также потомкам великого фотографа, художника, ученого. Юлия Чистота и Кирилл Андреев смогут поделиться своим опытом работы над изданием.

Это востребованный и очень нужный людям альбом, каждый выпуск которого очень быстро находит владельцев. В чем секрет, в качестве, в красоте, или просто всем очень хочется видеть реальные истории успеха, а также "Россию в натуральных цветах". Именно так "отобразить Россию в натуральных цветах", с этим Прокудин-Горский обратился за поддержкой к Императору Николаю II в Александровском дворце Царского Села под Санкт-Петербургом, продемонстрировав свой метод, аппарат и результат. Решение было принято при узком круге аристократии и света.

19 марта в субботу в 18 часов мы отправимся в фотографическое путешествие по России начала прошлого века, опорой нам станет документальное кино, медиа-программа и живое общение. От организатора тематические сюрпризы с фестивалей и конференций. У нас есть достаточные основания чувствовать себя хорошо и жить достойно.

https://www.shm.ru/shows/6574/

Государственный исторический музей