Образ Мадонны в живописи Раннего Возрождения

Пьеро делла Франческа был открыт только в ХХ веке и сразу превратился в любимого художника эстетов и интеллектуалов. Он олицетворяет авангард XV века: писал математические трактаты, экспериментировал с колоритом, глубоко изучал историю и философию. Каждая его картина наполнена до сих пор неразгаданными знаками и символами. «Мадонна Сенигалья», например, выглядит странно архаично (считается, что Пьеро подражал чудотворным византийским иконам), одеяние у Христа — античный хитон, на нем — коралловые четки, узорная ткань лежит в плетеной вазе... Есть предположение, что художник каким-то образом перекладывал не только христианскую, но и арабскую мистику.

Ради того чтобы привезти в Москву четырех Мадонн, переговоры велись четыре года. Изначально, правда, очень хотели доставить из Урбино «Бичевание Христа» Пьеро делла Франческа, а уже к нему «подверстать» образы современников. Однако хранители дворца герцога Монефельтро смогли расщедриться только на «Мадонну Сенигалья»: для них лишиться «Бичевания» — это как для Лувра отдать на гастроли «Джоконду». Так или иначе, даже приезд Богоматери мастера Пьеро дорогого стоит.

Пьеро делла Франческа был открыт только в ХХ веке и сразу превратился в любимого художника эстетов и интеллектуалов. Он олицетворяет авангард XV века: писал математические трактаты, экспериментировал с колоритом, глубоко изучал историю и философию. Каждая его картина наполнена до сих пор неразгаданными знаками и символами. «Мадонна Сенигалья», например, выглядит странно архаично (считается, что Пьеро подражал чудотворным византийским иконам), одеяние у Христа — античный хитон, на нем — коралловые четки, узорная ткань лежит в плетеной вазе... Есть предположение, что художник каким-то образом перекладывал не только христианскую, но и арабскую мистику. К слову, очень многие, глядя на экзотические лица ангелов, называют Мадонну «сенегальской» — на самом деле к государству на Западе Африки она отношения не имеет, а происходит из небольшого приморского городишки Сенигалья, который герцог Урбинский подарил на свадьбу своей дочери. Образ Пьеро — тоже свадебный подарок.

«Мадонна Сенигалья» предстанет в ГМИИ с сопровождении трех других образов Богоматери эпохи Кватроченто: венецианцев Джованни Беллини и Карло Кривелли и феррарского мастера Козимо Туры. В российских музеях нет ни одной вещи этих художников. Теперь благодаря окончанию Года туризма Италии мы можем пополнить свои знания об эпохе Раннего Возрождения.

552552karlo_krivelli_madonna_s.530x350pero_della_francheska.530x350