«Топография счастья. Шаболовка»

Развитие Москвы долгое время шло по принципу опозиции центра и всего остального. Это привело к некоторым перекосам в качестве жизни людей: большинство населения работает и отдыхает в центре, а живет где-то еще. Так было не всегда; например, Шаболовка в 20-е годы начала застраиваться как район нового типа, как единое целое: удобное жилье недалеко от места работы, здесь же рабочие клубы, школы, бани, крематорий, здесь же музыка во дворах по вечерам, и т.п.

Современная урбанистика снова предполагает развитие каждой части города как гармоничного единства, где человек находится не только по экономической необходимости, но и потому, что там есть все необходимое для жизни.

Но теперь речь идет не только о строительстве инфраструктуры, но и о реконструкция коллективной и частной истории этого пространства, а также его мифологии.

Общая история района создается из частных историй людей, его населяющих, из их знаний о районе, из их отношения к нему, из их страхов и надежд. Художественное осмысление наиболее ярких и удивительных мест и историй (реальных или воображаемых, частных или коллективных) – и есть процесс создания исторического контекста, основываясь на котором, можно осмыслить район как место уникальное, частное, отличное от всех прочих.

За последнее столетие образ Шаболовки претерпел значительные изменения.

В 20-х годах подмосковная деревня превратилась в площадку для экспериментов прогрессивных групп архитекторов. Место заключения патриарха Тихона, Донской монастырь, дал кров рабочим с окрестных фабрик. Трамвайное депо имени Апакова, когда-то снаряжавшее революционный бронированный вагон, стало местом знакомства любящей пары. В тихом упорядоченном районе молодежного жилищного кооператива раздавались звуки выстрелов криминальных разборок 1990-x.

Жизнь перетасовала соседей; поменялось назначение рабочих и административных помещений, торговых точек; много раз менялись привычные проторенные дорожки к остановкам транспорта и магазинам; навсегда исчезли не подлежащие документации запахи и звуки. Какие события и превращения остались в памяти у жителей, какие придуманные образы принимаются со временем за «истинную историю»? Как отражена Шаболовка в СМИ, книгах, мемуарах и кинохронике? Как осваивают район новые жители и новые компании, пришедшие на смены фабрикам? Из чего соткана эмоциональная топография района, что чувствуют в одном и том же месте разные люди, и что они знают о нем?

Проект «Топография счастья» ищет ответы на эти вопросы.

В день открытия, 25 февраля в 17:00 начинает работу «Передвижная студия «Портрет горожанина».

Над проектом работали:

Андрей Черкасов&Екатерина Соколова, Дмитрий Венков, Ольга Дмитриева, Таша Абрамова, Ирина Иванникова (медиа-художники)

Лариса Гринберг (куратор)

Анна Селянина (куратор)

Дмитрий Кавко(дизайн)

Дарья Зуева (социолог)

Илья Малков (краевед)

Флешмоб «Портрет горожанина» – это социокультурный проект, целью которого является коллекционирование фотопортретов постоянных и временных обитателей большого города с последующей трансляцией изображений в режиме онлайн, в том числе на фасады зданий. Герои проекта получают фотографии по электронной почте абсолютно бесплатно.

www.портретгорожанина.рф

facebook.com/citizenportrait

vk.com/citizenportrait

Адрес: м. Шаболовская, м. Тульская, Серпуховский Вал, д. 24, к. 2, + 7 (495) 954-30-09

Время работы галереи: вт. – вс. 11:00–20:00

8842ofjeoirjfoeqqokrowkrgergerg