Как переносили многоэтажные дома в Москве

Дома переставлялись так плавно, что иногда жильцы даже не обращали внимания на начало движения. Пишут, что при перемещении дома жильцы продолжали пользоваться любыми удобствами. Якобы продолжал работать водопровод с канализацией, телефон и радио.

Вот что писала газета "Известия" 27 сентября 1937 г.:

Закончились основные работы по сносу Страстного монастыря на Пушкинской площади в Москве. С площадки убираются кирпич и мусор, скоро начнется асфальтировка участка.

На ул. Горького на-днях начался снос домов во дворах четной стороны (от проезда Художественного театра до Советской площади). В ноябре здесь начнется сооружение новых больших многоэтажных зданий.

В ноябре начнется также снос квартала между гостиницей "Москва" и Манежем. Большая часть жильцов из расположенных в этом квартале домов уже переселена. Сносом этого квартала начнутся работы по сооружению проспекта Дворца Советов.

На площади Восстания разбирается многоэтажное здание между площадью и б. Новинским бульваром. На-днях для ускорения работ часть здания будет взорвана аммоналом.

На улице Серафимовича заканчивается под'ем на домкратах 5-этажного каменного дома. На-днях этот дом, поставленный на катки, "поедет" по рельсам на новый фундамент. В передвигаемом доме жизнь идет вполне нормально. Действуют телефон, водопровод, электричество, газ. Одновременно ведется подготовка к передвижке на 50 метров дома № 24 по ул. Горького. Все перечисленные работы ведутся недостаточными темпами. Так, первоначальный срок окончания сноса Страстного монастыря – 20 сентября – сорван. Нет гарантии, что и остальные об'екты будут выполнены во-время. Московский совет не оказывает почти никакой помощи главному производителю этих работ – Тресту по сносу и передвижке зданий. Нехватает рабочих: трест не имеет общежитий для них.

"Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе..." в этих строчках Агния Барто описывает передвижку дома в октябре 1937 г. по ул. Серафимовича. Это был уже восьмой дом, который перемещала недавно организованная контора по передвижке зданий.

О передвижках архитектурных сооружений известно многое. В том числе, о далекой предыстории, когда в 1455 г. Аристотель Фьораванти перенес колокольню церкви Санта-Мария Маджорне со всеми колоколами более чем на 10 метров. И о предыстории отечественной, когда в 1812 г. в Моршанске местный умелец Дмитрий Петров передвинул деревянную церковь. В 1898 г. инженер И.М.Федорович провел передвижку двухэтажного кирпичного дома на Каланчевке в Москве. В 1899 г. при строительстве костела на М.Грузинской улице инженер Ростен передвинул два небольших дома.

Но все же передвижка домов в дореволюционное время широкого распространения не получила. Эта практика возобновилась позднее, когда в 1934 г. инженер Кирлан передвинул в Макеевке каменное двухэтажное здание почты весом 1300 тонн. Предварительно он проделал опытную передвижку небольшого одноэтажного домика весом 70 тонн. Годом позже на руднике в Кривом Роге передвинули жилое здание весом 1500 тонн на расстояние 240 м.

В Москве в середине 1936 г., была создана контора, куда перешли специалисты и рабочие из Метростроя, уже опробовавшие свои силы в новом деле. В начале своей деятельности она переместила 6 небольших кирпичных зданий, отрабатывая приемы работ, испытывая оснастку, оборудование.

2

В Москве первый дом в советское время (по проекту и под руководством Э.М.Генделя) был передвинут на 25 метров в октябре 1935-го, всего за 25 (по другим сведениям – за 36) дней – "к ноябрьским праздникам". В Москве с Тверской улицы на 2-ю Брестскую переносили трамвайные пути с одновременной пробивкой проезда на Садовое кольцо. Работам мешала фидерная подстанция – небольшое двухэтажное здание весом всего в 320 тонн. Эту "пробную" передвижку выполнил Метрострой.

3

Перенос фидерной подстанции.

В январе 1937 г. был передвинут домик лаборатории завода грампластинок в Апрелевке, весом всего в 690 тонн. За ним последовали пять небольших строений, мешавших спрямлению русла Москвы-реки в районе Серебряного Бора. Здесь специалисты конторы осваивали сложные трассы перемещения зданий – изменение направления движения, развороты. Впервые на этих работах применили гидравлические домкраты, с которыми связана курьезная история.

Передвижка происходила зимой, и домкраты залили дешевым денатуратом, у которого температура замерзания довольно низкая. Как известно, на строительстве канала и гидротехнических сооружений работали заключенные, причем не только политические, но и уголовники. В первую же ночь, несмотря на усиленную охрану и строгий режим, денатурат слили со всех домкратов. Пришлось заливать их дорогостоящим глицерином. Первый этап деятельности новой конторы закончился успешно, и ее преобразовали в Трест по передвижке и разборке зданий, управляющим которого назначили И.Т. Иванова. И первым серьезным испытанием стала передвижка дома № 77 по улице Осипенко (сейчас Садовническая ул.) на углу с Нижне-Краснохолмской. Это было Г-образное в плане здание, "ножка" которого оказалась в середине съезда нового Краснохолмского моста. Было решено разделить этот дом на две части. Короткую оставить на месте, а длинную (88 м) передвинуть и развернуть на 19 градусов. Здание было новым, постройки 1929 г., но конструктивная жесткость его оставляла желать лучшего; кроме того, само здание стояло на заболоченном грунте, в бывшей пойме реки. Тем не менее главный инженер треста Э.М. Гендель решил передвигать дом.

4

Начальник участка, которому поручили работу, опытный инженер-практик, написал докладную записку в Управление жилищного строительства Моссовета, в которой назвал передвижку в таких условиях авантюрой. Но Гендель стоял на своем, остальные специалисты его поддержали, и начальнику участка пришлось уволиться. Дом двигали без отселения людей; работали все инженерные системы здания: электроснабжение, водопровод, канализация, телефон. Передвижка закончилась успешно.

56

Дома двигали на несколько сотен метров таким образом:

1. Осуществляли подводку под дом двухтавровых балок

2. Подвал полностью заполняли щебенкой

3. Под самим домом пробивали в огромном множестве коридоры с бетонным основанием. В них укладывали рельсы со шпалами

4. Такую операцию повторяли много раз. В результате чего, дом снимался с фундамента и оказывался на катках.

5. Далее следовала установка лебедок и домкратов. И всё! Дом полностью готов к движению. Жильцов даже не предупреждали о дате переезда дома, чтобы не было лишней паники. Передвигали обычно по ночам. В итоге, за 3 дня дом перемещался на 50-100 м.

789

Источник: http://nibler.ru/cognitive/19801-kak-perenosili-mnogoetazhnye-doma-v-moskve.html