История Москвы в памятниках архитектуры рядом с вашим домом

H1

Голова Родины-Матери

Если вы живёте недалеко от станции метро Тимирязевская, то возможно вам приходилось видеть выглядывающие из-за забора фрагменты знаменитых гигантских скульптур. Дело в том, что здесь, по адресу ул. Тимирязевская, 33 проживал один из культовых скульпторов советской эпохи Евгений Вутечич. И вся территория, близлежащая к дачному дому мастера, буквально усеяна тренировочными фрагментами великих скульптур, в частности здесь расположена голова знаменитой Родины-Матери в её натуральном размере. Те, кто не планирует или просто не имеет возможности съездить в Волгоград, чтобы посмотреть на оригинал, могут увидеть её в дачном посёлке Тимирязевской академии. Кроме того, можно там увидеть и ещё одну голову гигантских размеров. Это голова Ленина, оригинал которой стоит возле администрации САО. Не тяните с визитом в этот посёлок, поскольку фрагменты скульптур разрушаются.

Где: метро «Тимирязевская», улица Тимирязевская, 33

 

H2

Круглый дом

В 70-е годы прошлого века был разработан проект типовых круглых домов, как бы собранных из панельных двенадцатиэтажек. Планировалось их строить по всей Москве, но воплотить этот проект удалось лишь дважды, в том числе на ул.Нежинской, 13, что возле станции метро «Славянский бульвар». Существует легенда, что этот дом построили с целью произвести впечатление на Олимпийский комитет, чтобы выиграть заявку на проведение Олимпийских игр в Москве. Но впоследствии проекты эти были признаны слишком дорогими, обслуживание домов очень сложным, поэтому в серийное производство их не запустили. Тем не менее, это один из самых необычных дворов города. Второй такой дом построен неподалёку.

H3

Трамвайное депо Апакова

В 1909 году в районе нынешней станции метро «Октябрьская» (улица Шаболовка,9) по проекту Шухова было построено трамвайное депо, настоящее чудо промышленной архитектуры того времени. В последствии оно получило имя Петра Апакова, партийца-вагоновожатого, который вошёл в историю своим предложением применять в уличных боях бронированные трамвайные вагоны во времена октябрьских событий 17-го года прошлого столетия. В советское время это депо являлось своеобразным испытательным полигоном, на котором проходили испытания транспортных новинок, например в конце пятидесятых годов испытывались новые иностранные вагоны. В наше время существовал проект сноса депо с постройкой на его месте жилого комплекса с торговым центром. Но в конечно итоге было решено сохранить этот памятник промышленной архитектуры.

H4

Гараж Госплана

А вот это необычное здание находится возле метро «Авиамоторная» по ул.Авиамоторной, 63. Это бывший гараж ГосПлана. Построено оно по проекту Константина Мельникова в стиле, который принято называть советским авангардом. Время шло, у здания менялись хозяева. Были среди них транспортные организации, были и не имеющие к транспорту никакого отношения. Но при этом удалось сохранить внешний вид здания таким же, каким он был в 30-е годы, не сохранилась только труба. А внутри здание подвергалось частым перестройкам и перепланировкам. К сожалению, в 2014 году случился пожар, в результате которого здание выгорело изнутри. Сохранился только внешний контур.

H5

Усадьба Покровское-Стрешнево

В районе метро «Войковская» расположилась старинная усадьба Покровское-Стрешнево. Увы, но этот памятник архитектуры и объект культурного наследия федерального значения пришёл в полное запустение, и надежды на то, что эта ситуация изменится, пока нет. Когда-то давным-давно здесь находилась небольшая деревенька, знаменитая тем, что в ней разбил лагерь один из Лжедмитриев. После этих событий в ней поселился род Стрешневых. Дом часто перестраивался, каждый новый хозяин стремился изменить его по своему вкусу. С установлением советской власти, как и во многих других подобных объектах, здесь расположился санаторий, в годы войны был госпиталь, в послевоенные годы НИИ гражданской авиации. До недавнего времени усадьба находилась во владении «Аэрофлота», а затем была передана в управление НИУ-ВШЭ.

H6

Господский дом в усадьбе Узкое

Вот ещё одна усадьба, расположившаяся вблизи МКАД. Это господский дом усадьбы Узкое. Находится вблизи метро «Коньково», адрес ул.Профсоюзная, 123а. Какие знаменитые фамилии проживали в ней в разное время! Это и Толстые, и Голицыны, и Трубецкие. Чтобы возродить земли на юге Москвы, опустошённые после польского вторжения, их стали продавать частным лицам. Было тогда продано и село Узкое. Расцвет усадьбы пришёлся на то время, когда им владели Трубецкие. Кроме главного дома, перестроенного в 80-е годы 19 века, на территории усадьбы было 19 домов для крестьян. После революции здесь разместился санаторий Российской Академии наук. Сейчас усадьба тоже находится в запустении, проход на её территорию запрещён, но рассмотреть её можно через дыры в заборе. Кроме того, есть доступ в парк и в церковь.

H8

Станция Серебряный бор

В 1908 году императором Николаем Вторым был заказан проект, целью которого было разгрузить Москву от «товарных пробок». По этому проекту была построена станция Серебряный бор, которая входила в состав Малого кольца Московской окружной железной дороги. Предназначалось это железнодорожное кольцо только для грузовых составов. До наших дней сохранились некоторые станционные постройки: вокзал, багажное отделение и две будки централизации. Теперь эти голубые будки находятся между бетонными заводами, в одной из них обосновалась ветеринарная клиника. Современный адрес станции – метро «Октябрьское поле», ул. Панфилова, 6б

H9

Заброшенная эскалаторная галерея

Более 20 лет проработала эскалаторная галерея, соединявшая станцию метро «Ленинские горы» и улицу Косыгина. В 80-е годы прошлого века стены галереи стали трескаться. Причиной этого стало неудачное её расположение в оползневом месте. Поэтому породы периодически смещались, что, в конечном итоге, привело к тому, что галерея и станция были признаны аварийными и закрылись на реконструкцию, которая длилась 19 лет. В результате станцию практически полностью перестроили, открыли в 2002 году и дали новое название - «Воробьёвы горы». А галерея постепенно превратилась в груду обломков.

H10

Ажурный дом

В это трудно поверить, но первым панельным домом в Москве стал Ажурный дом на Ленинградском шоссе, построенный в 1940 году. По задумке авторов проекта массовое строительство должно было быть не только дешёвым и удобным, но и красивым. К сожалению, в дальнейшем этой идеи авторы типовых проектов не придерживались. Главной «изюминкой» этого дома стали ажурные решётки. Выполнены они по эскизам Владимира Фаворского. Время тоже добавило свои штрихи к облику дома: старея, бетонные решётки стали напоминать мрамор. Остаётся только сожалеть, что проект этот воплотился всего в единственном экземпляре. Теперь он причислен к памятникам архитектуры. Расположен по ул. Ленинградский проспект, 27, станция метро «Динамо»

H11

Первый советский жилой дом

В 1923 году рабочим завода «Динамо» за многочисленные производственные рекорды и активное участие в повышении культуры быта был передан первый, построенный в советское время, жилой дом. На самом деле этот дом был возведён на основе здания, работы на котором были прекращены из-за начала Первой мировой войны. На открытие здания пришли более 3-х тыс. человек. Со стороны фасада были установлены скульптуры рабочих, которые до наших дней не сохранились. А вот сам дом стоит до сих пор. Увидеть его можно на улице Динамовской, 9/2, метро «Пролетарская».

H12

Общежитие Института Красной профессуры

В 20-е – 30-е годы 20-го века в Москве велось массовое строительство рабочих общежитий. В это же время был построен комплекс зданий, известных нам сегодня под названием «дом-пила». Это было общежитие Красной профессуры. Один из домов комплекса был построен на средства Максима Горького. Общежитие было плотно заселено. К примеру, семья с одним ребёнком получала 12-метровую комнату, с двумя – 15-метровую. Кухни были общие, в них жильцы часто собирались вместе и праздновали разные события. Поскольку с 1938 года общежитие перешло к Военно-политической академии, мужчин в нём проживало значительно больше, чем женщин. Поэтому в мужском отделении умывальников было установлено больше, чем в женском, чтобы по утрам курсанты и преподаватели успевали совершить все утренние процедуры. В наши дни здание пришло в аварийное состояние, постепенно расселяется, возможно даже будет снесено. Адрес: улица Большая Пироговская, 51 корпус 1-8, метро «Спортивная».

H13

Особняк купца Носова

Этот особняк некогда принадлежал купцу мануфактурщику Василию Носову. Горячо любимая супруга его сошла с ума и скончалась, дети оказались связаны неравными браками. Купец разочаровался в семейной жизни, оставил дом единственному сыну, а сам решил вести затворнический образ жизни, для чего и построил этот особняк в стиле модерн на своей половине сада. Дом был необыкновенно оснащён для того времени: в нём была горячая вода и отопление. Само здание и его интерьер отличались продуманностью и гармоничностью. А тот факт, что построен он из традиционных в России материалов, придал дому дополнительное очарование, которое достигнуто сочетанием франко-бельгийского арт-нуво с привычным для нас деревом. Находится этот особняк по адресу метро «Электрозаводствая», 12, строение 1

H14Царская пасека в Измайлово

В царское время одним из самых популярных мест развлечений был Измайловский парк. Впервые в России здесь установили колесо обозрения. И неслучайно именно в этом парке решено было открыть так называемую опытную «Царскую пасеку», на которой проводились выставки, посвящённые пчеловодству. Единственно, что напоминает нам о тех временах – это Музей пчелы, открытый в 1880 году. Примечателен он тем, что это практически первая железобетонная конструкция в Москве. Музей действовал вплоть до Великой Отечественной войны, а после её начала использовался как склад. Предлагались проекты реставрации пасеки, но в жизнь они воплощены так и не были. Сейчас здесь, в деревянной «сказочной» избушке, расположено экообщество,

H15

Поселок Художников

Первым опытом кооперативного строительства в Москве явилось строительство посёлка «Сокол» или, как его ещё называют, посёлка Художников. Второе название связано с тем, что все улицы тут назывались в честь художников. Примечательно, что все дома посёлка построены по индивидуальным проектам, а сам посёлок был задуман как город-сад. Пожалуй, это до сих пор осталось самым удачным воплощением в жизнь этой концепции. Предпринимались попытки сноса исторических зданий с целью возведения на их месте элитного жилья. Но, к счастью, успехом они не увенчались. На территории посёлка есть музей, в котором хранятся обломки самолёта, который упал здесь в 1935 году.