Марфо-Мариинская обитель - святое место в центре мегаполиса


Вход в это святое место на Большой Ордынке найти достаточно непросто — на территорию монастыря ведёт крохотная калитка, которая может быть даже прикрыта, но не затворена. Внутри же расположено нетипичное для Москвы «приземлённое» здание собора и аккуратная территория с другими постройками монастыря.

С виду можно отнести собор к старинным памятникам православной архитектуры, но на самом деле все строения относятся к началу XX века и были воздвигнуты незадолго до грянувшей в 1917 году революции. Роспись же собора и вовсе считается последним примером церковной росписи, созданной до прихода к власти большевиков.

Никаких архитектурных изысков в стенах монастыря найти не удастся. Скорее это место ценно своей святостью и, конечно, историей, которая, несмотря на свой недолгий век, может оказаться богаче, чем у других многовековых храмов, соборов и монастырей.

2

Марфо-Мариинская обитель, вход с улицы Б. Ордынка. Фото: Public Domain

 

От внучки королевы до княгини российской

А основан монастырь был великой княгиней Елизаветой Фёдоровной в 1909 году после смерти её супруга великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора, от руки террориста-анархиста.

В Российскую Империю Елизавета Фёдоровна переехала в 1884 году, обвенчавшись с великим князем Сергеем Александровичем, братом российского императора Александра III. Родилась же она в немецком городе Дармштадте в 1864 году и получила имя Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская. Она была дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы Великобритании Виктории.

Кстати, именно на свадьбе Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича познакомились будущий император Николай II и его супруга, сестра Елизаветы Фёдоровны Алиса, ставшая впоследствии Александрой Фёдоровной. Отчество сёстры получили не от отца, а от Феодоровской иконы Божьей Матери, покровительницы царской семьи — такое отчество было принято давать всем иностранным супругам представителей рода Романовых.

В скором времени Елизавета Фёдоровна практически в совершенстве овладела русским языком, на котором говорила почти без акцента. А в 1888 году, после своего с супругом визита в Палестину, Елизавета Фёдоровна, исповедовавшая до этого протестантизм, решила принять православие, даже несмотря на категорический отказ её отца давать на это благославение.

По возвращении в Россию, в 1881 году супруг Елизаветы Фёдоровны стал московским генерал-губернатором, а сама она занялась активной общественной деятельностью, организовывая многие благотворительные акции и общества, которые помогали женщинам, матерям и их детям. Во время русско-японской войны Елизавета Фёдоровна отправляла на фронт поезда с провизией, медикаментами и докторами, а также организовала в кремле госпиталь, в котором раненые получали медицинскую помощь.

3

Милосердие

В 1905 году её супруг был убит террористом Иваном Каляевым, метнувшим в него ручную бомбу. Несмотря на то, что Елизавета Фёдоровна тяжело переживала утрату, она не только посетила убийцу в тюрьме и передала ему Евангелие, но и написала прошение о помиловании императору России, которое, впрочем, не было удовлетворено.

Чуть позже она вернула в российскую казну все драгоценности, которые принадлежала роду Романовых, распродала остальные вместе с петербургским особняком на Фонтанке и на эти деньги в Замоскворечье выкупила территорию с небольшим особняком, где расположилась основанная ею в 1909 Марфо-Мариинская Обитель Милосердия.

Несмотря на нынешний статус, это не был монастырь. Сёстры обители, хоть и жили по монастырским правилам, в любой момент могли отказаться от своего статуса, вернуться к мирской жизни и завести семьи. Пока же они находились в обители, они трудились под покровительством Елизаветы Фёдоровны, оказывая медицинские услуги населению и солдатам. На территории располагалась поликлиника и аптека, в которой иногда даже бесплатно можно было получить необходимые медикаменты. Обитель также давала приют беспризорникам и детям бедных матерей, которые не могли их воспитывать, кормила нищих и занималась просветительской деятельностью.

4

Государь Николай II с дочерьми осматривает Обитель. Май 1912 г. Фото: pastvu.com

Смерть и вечная жизнь

В 1917 году грянула революция. На удивление, пришедшие к власти большевики несколько лет не посягали на обитель, которая продолжала заниматься своим благим делом. Настоятельнице и основательнице же её повезло куда меньше. Она, имевшая отношение к роду Романовых, была арестована и сослана в Пермь вместе с двумя своими ближайшими сёстрами из обители. Позже она была перевезена в городок Алапаевск, где в мае 1918 года её вместе с остальными представителями рода Романовых сбросили в 70-метровую шахту.

Многие умерли сразу, но она с одной из сестёр, а также князем Ионаном Константиновичем, упали на уступ, располагавшийся на глубине 15 метров. Они остались живы и умерли позже от ран и обезвоживания. Доставшие их останки белогвардейцы обнаружили руки Елизаветы Фёдоровны сложенными для молитвы, а раны князя — перевязанными подручными материалами. Свидетели утверждали, что из шахты на протяжении нескольких дней доносились молитвенные песнопения, которые даже довели двух красноармейцев до помешательства.

Отступая, белогвардейцы взяли останки умерших с собой, после чего в 1920 году они оказались в Пекине, где располагалась Русская духовная миссия. Дальше останки перевезли в Шанхай, откуда пароходом доставили в Иерусалим, где Елизавета Фёдоровна завещала похоронить её.

Позже она была канонизирована Русской православной церковью, а её статуя появилась даже в Вестминстерском аббатстве в ряду мучеников XX века рядом с изображениями таких людей, как Мартин Лютер Кинг, Оскар Ромеро, Максимилиан Кольбе и другие.

5

Николай II и императрица Александра Фёдоровна посещают Великую княгиню Елизавету Фёдоровну в Марфо-Мариинской обители. Фото: Public Domain

Красное прошлое и белое будущее обители

Какое-то время Марфо-Мариинская обитель оставалась без внимания «красной» власти, которая строила новое государство. Сёстры по наказу своей пленённой и убиенной настоятельницы продолжали трудиться, помогая больным и обездоленным.

Только в 1926 году обитель была закрыта, а на её месте появилась поликлиника, в которой работали всё те же сёстры под руководством княжны Голицыной.

Но так продолжалось недолго. Вскоре княжна также была арестована, а сёстры либо сосланы в Туркестан, либо — в Тверскую область, где и создали своё огородное хозяйство. Территория обители сначала служила конотеатром, но позже всё же была переоборудована под дом санитарного просвещения. На её территории также располагалась амбулатория профессора Рейна.

6

Памятник великой княгине Елизавете Феодоровне Романовой в Марфо-Мариинской обители. Фото: Commons.wikimedia.org/ CC BY-SA 3.0/Иерей Максим Массалитин

 

Само здание, его роспись, статуи и архитектурные элементы чудом уцелели. После Великой Отечественной войны здание Покровского храма передали под Государственные реставрационные мастерские — Художественно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря. В таком виде обитель и встретила перестройку.

Ещё в 1990 году на территории обители был установлен памятник мученице Елисавете, а в 1992 году обитель была возвращена Русской православной церкви, однако реставрационные мастерские освободили главное здание храма лишь в 2006 году — до этого времени им просто некуда было съезжать.

В данный момент в обители работает приют для девочек-сирот, благотворительная столовая и патронажная служба. Также на территории Марфо-Мариинской обители открыт медицинский центр «Милосердие», специализирующийся на реабилитации детей-инвалидов с диагнозом ДЦП, и детская паллиативная выездная служба, осуществляющая обучение родителей уходу за неизлечимо больными детьми.

В 2014 году было принято решение преобразовать обитель в монастырь. Однако всем его послушницам был сохранён особый уклад жизни, как и ранее, позволяющий отказаться от клятвы и вернуться к мирской жизни.

7

Пасхальная служба в Марфо-Мариинской обители. Фото: www.russianlook.com

 

Источник: http://www.aif.ru/realty/city/Marfo_Mariinskaia_obitel