Крестовские водонапорные башни

Изначально, в конце 18 в.. Мытищинский водопровод был устроен следующим образом: чистые грунтовые воды, прошедшие через песчаные слои, собирались из источников в верховьях реки Яузы. Затем вода самотеком по трубам (использовался естественный уклон рельефа от Мытищ до Москвы) поступала в городские фонтаны, откуда ведрами и бочками ее разбирали москвичи.

Из городского бюджета на реконструкцию водопровода были выделены средства: «... В Мытищах, в двух верстах от станции Ярославской железной дороги, была сооружена водоподъемная станция. -поднималась... из колодцев, заложенных на глубине 15 сажен, в машинное здание. Отсюда по трубам она поступала в Алексеевский резервуар, построенный на водоподъемной станции близ села Алексеевское, в двух верстах от Крестовской заставы. Отсюда вода перекачивается в водонапорные резервуары, заключенные в двух Крестовских башнях, а из этих башен с высоты 14 сажен над уровнем земли, вода поступает самотеком в городскую сеть труб».

Крестовские водонапорные башни - две круглые в плане кирпичные башни высотой около 40 м и диаметром 20 м, связанные между собой ажурным мостиком.

В верхнем ярусе башен размещались резервуары весом в 78,5 т и ёмкостью 1850 м3 каждый. На пяти нижних этажах находились жилые и служебные помещения, Контрольная станция водомеров.

Построены Крестовские башни были в основном на личные деньги московского городского головы Н.А.Алексеева. Сооруженные в 1892 г. на площади Крестовской заставы, в самом начале Ярославского шоссе, они сразу стали достопримечательностью Москвы того времени. «Снаружи частично облицовано тарусским мрамором... Заняты строения главным образом помещением [в верхнем ярусе] металлических резервуаров, наполненных водой... остальные этажи заняты конторами (техническою и водопроводною), помещением архива, квартирами служащих, в одной из башен устроена ремонтная мастерская водомеров». А еще сюда приходила и отсюда отправлялась почта всего московского водопровода.

Нарядные, украшенные белыми каменными «кружевами» Крестовские башни символизировали вход в Москву со стороны Ярославля. Путников встречал закрепленный на ажурном мостике образ св. Георгия Победоносца, а уходящих из Первопрестольной провожала икона Божией Матери «Живоносный источник».

1940 г. в связи с реконструкцией Ярославского шоссе башни были уничтожены.

b1b2b3b4