В Подмосковье нашли богатый клад с вооружением времен Ивана Грозного


Волею случая сотрудники Подмосковной археологической экспедиции Института археологии РАН раскопали уникальный клад времен Ивана Грозного. Начиналась эта история прозаически. Часть земель археологического памятника селища Игнатьевское-2 было отведено под строительство развязки Центральной кольцевой автомобильной дороги. Но прежде чем строители залили территорию в асфальт и бетон, на месте будущей магистрали решили провести археологические раскопки.

Во времена Ивана Грозного здесь находилось родовое поместье Елизаровых. Это одна из ветвей знатного и богатого рода бояр Добрынских, которые считали своим предком касожского князя-богатыря Редедю. Елизаровы служили Дмитровскому князю Юрию Ивановичу , он приходился младшим братом императору Василию III. После смерти Василия по приказу Елены Глинской – матери Ивана Грозного, князя Юрия Ивановича уморили голодом в темнице. Дело в том, что князь обладал правами на престол и Елена опасалась, что он сядет на трон вместо ее малолетнего сына (Ивану Грозному тогда исполнилось только 6 лет). Однако вассалы Дмитровского князя не впали в немилость у нового русского царя. Елизаровы –Добрынские входили в «избранную тысячу» Ивана Грозного. В это число включали самых преданных царю дворян и по специальному указу они должны были получить (к уже имеющимся поместьям – ред.) земли на расстоянии 60-70 верст от Москвы. Так Иван Васильевич хотел окружить себя верными людьми, которые в случае тревоги в считанные часы могли вместе со своей дружиной явиться на защиту государя. Этот замысел не был реализован до конца, поскольку у казны не хватало свободных земель в ближнем Подмосковье. Но позднее эта идея легла в основу печально известной опричнины.

8

Шлемы, найденные при раскопках селища Игнатьевское. Фото: Институт археологии РАН

- На территории селища мы раскопали остатки около 60 строений эпохи средневековья, - рассказал Алексей Алексеев, руководитель экспедиции и заместитель директора Звенигородского историко-архитектурного музея. – Но самые интересные находки оказались в самой обширной по размерам яме, которая представляет, вероятно, подполье боярских хором. Мы думаем, что на этом месте в XVI–XVII веках располагался двор владельца вотчины. Из этой ямы мы выбрали 100 кубометров грунта и в итоге на глубине 3 метров обнаружили уникальный клад оружия.

Археологи извлекли большое количество клинков, стрел, кольчуг, боевых поясов. В отдельных коробах хранился походный инвентарь: крепежи для шатров, котлы, переносные очаги... Но главной сенсацией стали два боевых шлема, которые практически не пострадали от коррозии. Судя по всему, это были предметы экипировки представителей воинской аристократии. Шлемы украшены золотой и серебряной инкрустацией. Один из шлемов имел боковые наушники и хранился в специальном кожаном чехле-футляре. По словам ученых, эти статусные вещи могут сравниться с такими образцами русского оружейного искусства, как украшенный золотой насечкой стальной шлем Ивана Грозного, выкованный до 1547 года (хранится в Королевском арсенале в Стокгольме) и шлем сына Грозного Ивана Ивановича, изготовленный до 1557 года (ныне хранится в Оружейной палате). Сейчас над восстановлением первоначального вида игнатьевских шлемов работает лучшая бригада реставраторов и, будем надеяться, эти находки займут видное место в коллекциях лучших музеев страны.

- Благодаря этим раскопкам, мы впервые смогли "увидеть" воинский быт русского дворянина, который был основой русской армии эпохи становления и расцвета Московского государства, - подчеркивает Алексей Алексеев, - Теперь мы лучше понимаем, как бояре готовились к военным походам . Знатный дворянин должен был за свой счет обеспечивать оружием и продовольствием дружину из зависимых воинов, «боевых холопов». У каждого аристократа в подвале хранился примерно такой арсенал на случай «мобилизации».

Почему же эта «оружейная палата» несколько веков пролежала в земле? Археологи установили, что в самом начале XVII века боярский дом был уничтожен в результате сильнейшего пожара. Арсенал оказался погребен под обломками обрушившейся массивной печи и завалами из обгоревших перекрытий. Видимо, поэтому арсенал не был востребован во время Смутного времени, когда оружие оказалось в цене. Звенигород за время бунтов и интервенций был практически полностью истреблен. Когда смута закончилась, в самом Звенигороде осталось только 28 дворов и 37 жителей. Искать сгоревший когда-то арсенал? У людей тогда было множество куда более насущных проблем. Поэтому шлемы, аккуратно сложенные в углу глубокого сруба-подвала дождались современных археологов.

9

Другие находки, обнаруженные при раскопках в Игнатьевском. Фото: Институт археологии РАН

- Подобных находок в истории Подмосковья еще не было. Если бы не были проведены спасательные раскопки, то все погибло при строительстве ЦКАД, — утверждает заместитель директора Института археологии Ася Энговатова.

Источник: kp.ru