Родовая усадьба Ховриных, Головиных - Грачевка

 На рубеже XIV – XV веков в Москву из Сурожа приехал купец Стефан (или Степан) Васильевич и приобрел землю на берегу реки-Москвы. В 1370 году он пожертвовал ее для построения Симонова монастыря, в котором перед кончиною принял иночество. А в 1389 году Степан Васильевич представился великому Князю Василию Дмитриевичу.
Его сына Григория, принимавшего активное участие в жизни Москвы, прозвали "Ховра", т.е. неопрятный, не чистоплотный человек, от него и пошла фамилия Ховрин. Григорий продолжал дело отца и помогал обители Симонова монастыря, на его деньги была построена соборная церковь во имя Успения Божией Матери. В последствии в монастыре будут многочисленные захоронения бояр Головиных.
Сын Григория – Владимир – был приближенным Василия Темного и казначеем у Великого князя Иоанна III. Он также не забывал семейных традиций и основал церковь «Воздвижения Святого Креста Господня, на дворе в Кремле» (предположительно, это был Крестовоздвиженский монастырь). У Владимира было четыре сына, которых он назвал Иванами, и только прозвища разные дал: Хозюк, Голова, Третьяк, Четверта. Иваны Голова и Третьяк дали начала родам Головиных и Третьяковых.
Представители рода Ховриных занимали должности при великих князьях. Владимир Григорьевич и Иван Владимирович Голова субсидировали строительство Успенского собора в Кремле. Будучи богатыми людьми Головины и Ховрины приобрели деревни под Москвой. Одна из них находилась на высоком безлесом берегу небольшой речки Лихоборки, притока Яузы.. В писцовых книгах Ховрино упоминается за 1585 год и принадлежит правнуку Ивана Третьякова - Семену. После его смерти село переходит к его брату Фомичу.
В Смутное время деревня деревня была уничтожена, о чем свидетельствуют писцовые книги: «вотчина пустошь, что была деревня Ховрина»
После Третьяковых Ховриным владел Василий Борисович Шереметьев – близкий боярин царя Алексея Михайловича. К 1646 году Ховрино насчитывало 9 крестьянских хозяйств, не считая дворов причта. Шереметьевым был построен деревянный храм Святителя Николая с Георгиевским приделом, и затем летняя холодная церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Страдавший многими недугами, Василий Шереметев вскоре умер, и вотчина перешла в государственную казну. Василий Борисович передал деревню в приданое Афимье Васильевне Голицыной, которая передала имение сестрам своей матери. После их смерти имение попадает в Казну.

Но Ховрино вскоре вернулось к первоначальным владельцам. Петр I за заслуги перед государством в 1700 году подарил село Ховрино Федору Алексеевичу Головину – опекуну молодого Петра.


Федор Алексеевич Головин


В честь Федора Алексеевича даже была выбита серебряная медаль, он же был первым, кто был удостоен ордена Андрея Первозванного.


Но Ф.А. Головин, так и не увидел села – скончался по дороге из Москвы в Киев. Ховрино перешло по наследству к его сыну Николаю, будущему адмиралу и президенту Адмиралтейств-коллегии, да так и осталось примерно на сто лет в руках Головиных, пока в 1811 году внучка Николая Федоровича Екатерина Петровна Барятинская не продала имение Н.П. Оболенскому.


Ротари Пьетро Антонио - Екатерина Петровна Барятинская


В Отечественную войну 1812 года село сильно пострадало. Французы разграбили село, усадьба сгорела, церковь осквернили. В 1818 году село было разделено между Н.А. Столыпиной, младшей сестрой Е.А Арсеньевой (бабушкой Лермонтова), и полковником Л.И. Жемчужниковым.


Арсеньева Елизавета Алексеевна


После разорения, причиненного войсками Наполеона, в 1820-1830-х годах в Ховрине была существенно изменена топография местности: на Лихоборке появилась запруда, позволившая устроить перед домом огромный пруд длиной более 900 м, зеркало которого перед домом в ширину составляло примерно 70 м.
Столыпина умирает в 1851 году, а Петр Лукич Жемчужников в 1859 продает Ховрино московскому миллионеру Евграфу Владимировичу Молчанову.

Вид Ховрино на карте 1856 года


Молчанов устраивает здесь свою подмосковную усадьбу на широкую ногу: разбивает парк, сажает ценные породы деревьев, ставит беседки, гроты, отделывает трехэтажный дом и выстраивает несколько флигелей. О строительстве усадьбы при нём написал в "Подмосковных прогулках" журналист А. Ярцев: "На голом почти, но красивом месте, благодаря красивым прудам и речке, был разбит парк. На тройках привозили сюда громадные деревья разных пород: кедры, пихты, лиственницы, сосны, тополя, всевозможные кустарники и проч. Запестрели клумбы цветов, выросли красивые беседки, мостики, гроты. Громадный трёхэтажный дом был отделан заново, выстроены и ещё несколько новых флигелей... Заведена была большая ферма, построены хозяйственные службы и водокачка."
В 1868 – 70 годах Михаил Доримедонтович Быковский возводит новую каменную церковь Знамения, на строительство которой Молчанов выделяет 50 000 рублей.


М. Скотти - М.Д. Быковский


Немного отвлечемся от истории усадьбы и расскажем о церкви. Деньги Молчанова не пропали даром, ризница Знаменской церкви считалась в округе богатейшей. Стены были облицованы искусственным мрамором светлых тонов, что скрадывало недостаток освещения интерьера. Низкий одноярусный иконостас также был отделан искусственным мрамором.


В конце XIX века Ховрино и его окрестности стали популярным дачным местом. Здесь любили отдыхать многие писатели, художники, поэты. 28 сентября 1897 года в ховринской церкви Знамения венчались поэт Валерий Брюсов и Иоанна Рунт. В советское время церковь была закрыта и разорена, в ней разместилась сначала фабрика для слепых, а затем склад. Конечно, все богатое убранство было утеряно.


В 1991 году храм иконы Божией Матери «Знамение» был возвращён верующим. Назначенный в Ховрино священником Георгий Полозов со своими помощниками поднял храм из руин.


 В 1994 году полностью обновлён нижний храм во имя Николая Чудотворца. В верхнем Знаменском храме весной 1997 года был сделан мраморный пол и возобновлён искусственный мрамор на стенах.


Молчанов был большой благотворитель: при его содействии открывается платформа Ховрино. Именно после этого Ховрино стало настоящим дачным местом. В молчановские дачи приезжала публика побогаче, в сельских домах летом жили мелкие чиновники, артисты, интеллигенция.
Старых фотографий вокзала нам найти не удалось, поэтому, полагаясь на исследовательскую интуицию, мы пошли исследовать окрестности современной платформы Ховрино. Одно из зданий вполне может быть вокзалом.


И соседние здания тоже имеют стилистику железнодорожных, так что, возможно, они тоже имеют отношение к станции.


Но вернемся к истории усадьбы. После смерти Е.В. Молчанова его вдова Елизавета Иосифона в 1879 году продала почти все поместье купцу С.Е. Панову, оставив себе 10 десятин земли с лесом и домами-дачами.
С.Е. Панов был подрядчиком, разбогатевшим на строительстве железных дорог, порой имел дело и с уголовниками. Поэтому часто фигурировал в газетах, в основном, в связи со скандалам: «Владелец Ховрина – купец, знаете, небось его? – нанял на Хитровом рынке рабочих для набивки погребов льдом; пришли они, покончили свою работу и отправились за получением денег, а хозяин-то, имея в руках железный аршин, и начал отмеривать по плечам заработанную плату, а те ведь народ озорной, принялись ему отплачивать тем же, да такую баталию устроили, страсть!»

Ссоры Панова с местными крестьянами порой принимали самые тяжелые формы. Пожары не были в селе редкостью, как поговаривали от поджогов. Ховринцы угрожали сжечь владельца. В 1884 году усадебный дом сгорел. Ущерб был оценен в 10000 рублей. В 1887 году эти места посещал П.И. Чайковский: «Пошли далее в Ховрино. Завтрак в лесу около пустой дачи. Грязь и мерзость».

В 1895 году усадьбу приобрел купец первой гильдии Митрофан Семёнович Грачев, решивший её существенно обновить, выстроив новый главный дом. Личность владельца весьма интересна и загадочна, поэтому стоит немного о ней рассказать.


Митрофан Семёнович Грачев


Несмотря на принадлежность к известному купеческому семейству, происхождение состояния Митрофана Семёновича выяснить пока не удается. Тем не менее известно, что он был весьма богат и занимался благотворительностью: он состоял почетным членом советов двух детских приютов - Ее Императорского Высочества великой княгини Елизаветы Федоровны и принца П.Г. Ольденбургского.
Отсутствие достоверной информации о богатстве Грачёва с лихвой покрывают легенды, причем все они связаны с картами. По одной версии он выиграл Ховрино в карты, по другой, как представляется более убедительной, - история была такова. В молодости Митрофан Семенович служил приказчиком у богатого помещика, бравшего его с собой в заграничные поездки. Однажды в знаменитом игорном доме в Монте-Карло он выиграл целое состояние, после чего его жизнь круто изменилась. В память об этом событии он построил в Ховрино дом - копию того казино в Монте-Карло, где ему улыбнулась удача. Проверить правда это или красивая сказка, очень трудно, и единственным доказательством подлинности событий является сам дом, выглядящий сказкой, но вполне реально украшающий Москву и в наши дни.


Проектирование и строительство нового дома в усадьбе Ховрино, которая стала называться с этого времени по имени нового владельца Грачёвкой, М.С. Грачёв заказал Льву Кекушеву в 1898-1899 годы. Наблюдение за строительством вел уже знакомый Грачёву Г.А. Кайзер, перестроивший еще в 1873 году вместе с П.П. Зыковым его особняк на Поварской. В 1900 году дом был завершен.


Явным прототипом усадебного дома является казино в Монте-Карло, но Кекушев мастерски адаптировал его архитектурные формы к облику, масштабу и устройству подмосковного загородного дома. Казино построено знаменитым французским зодчим Шарлем Гарнье в 1878 году в стиле необарокко, в котором использованы мотивы французского и итальянского ренессанса.


Сравнение усадебного дома в Грачёвке с казино в Монте-Карло все-таки убеждает в том, что именно оно было задано владельцем Кекушеву в качестве образца.

 


У построек много общего: башня с небольшим бельведером, чешуйчатые граненые куполки с люкарнами, пилястровый ордер, скульптурный декор - вазы, женские фигуры, рельефные маски.


В центре паркового фасада дома расположены три арочных проема первого этажа, над которыми находятся три овальных окна (в Монте-Карло - круглых), за этими арками в Грачевке расположен парадный зал, украшенный зеркалами и мраморным камином, а в Монте-Карло - главная зала праздненств.


Слева - фрагмент фасада казино в Монте-Карло, справа - фрагмент фасада главного дома усадьбы Грачевка


Но есть и отличия, самое очевидное - асимметрия ховринского дома. Фактически все парадные помещения дома так или иначе выделены в самостоятельные объемы, в этом уже проявляется "рука мастера" Льва Кекушева.


Перекрытия открытых веранд второго этажа поддерживали скульптуры кариатид, выполненные из цинкового сплава. сохранилась лишь одна из веранд - малая, с балконом в сторону главного входа; большая веранда потеряла свой первоначальный облик. Портик кариатид вызывает ассоциации со знаменитым портиком афинского Эрехтейона. Кариатиды держат в руках символы искусств - лиры и свитки.

 


Аналогично решены и парковые скульптуры, украшающие лестничные спуски от дома к парку.


У подножья парковых террас установлены четыре пары лежащих львов - "автограф" архитектора Льва Кекушева.


Пышное убранство интерьера сохранили вестибюль и две парадные залы анфилады. На центральной оси расположен двухсветный танцевальный зал. Попасть внутрь усадьбы весьма затруднительно (там находится больница), поэтому получить представление об интерьерах можно только по фотографиям из книг.

Большой (танцевальный) зал усадьбы

 

 
Камин в танцевальном зале и одна из фигурок путти в украшении зала

 

Плафон потолка Большого зала

 

Лепной десюдепорт над дверью в Большом зале

 

Камин в Медальонной гостиной
 
Перила парадной лестницы и литые ограждения лестницы, ведущей в подвал

 

Парадный вестибюль главного дома


Карниз вестибюля

 

 
Не правда ли, ограждение лестницы и ограда усадьбы очень схожи?


Но вернемся на улицу из такой роскоши. Полюбуемся на башенку, завершающую усадебный дом.

 

Справа от усадебного дома был организован хозяйственный двор: флигель, каретный сарай и конюшни.
Двухэтажный кухонный флигель соединен с домом переходом, который первоначально был открытой или застекленной галереей.
Переход от главного дома к кухонному флигелю
 
Кухонный флигель

Двухэтажный флигель на хозяйственном дворе (вдали с башенкой) и одноэтажные каретный сарай (слева на переднем плане) и конюшня (вдали справа от флигеля) решены в той же стилистике, что и главный дом.
 
Каретный сарай


Слева каретный сарай, справа - кухонный флигель
 

Флигель на хозяйственном дворе

Оранжерея располагалась в прямоугольном павильоне, увенчанном легким застекленным фонарем со срезанными углами. Завершение округлой крыши шпилем - опять же повторение архитектурных мотивов главного дома.
 
На рубеже веков в Ховрино собирался цвет интеллигенции: приезжали В.А. Гиляровский и А.Н. Толстой; почти 10 лет творчества В.Я. Брюсова связано с этими местами.

После революции в усадьбе открыли туберкулезный санаторий для женщин. Перед самой войной санаторий был перепрофилирован в кумысолечебницу, а во время войны здесь был госпиталь для тяжелораненых.
После войны в усадьбу перевели Московскую областную физиотерапевтическую больницу, которая располагается здесь и по настоящее время.

Кстати, в настоящее время в больнице активно производятся ремонтные работы: утепляют стены, окна меняют на пластиковые...
 
 
 
И пропала даже такая примета времени, как старый номерной знак - его заменили, хотя и, ради справедливости стоит отметить, что стилизованно.
 
Источник: Архитектурное наследие