Выставка Архипа Куинджи в Третьяковке: лекарство против суеты

 
Оксана Фомина Оксана Фомина
 

Та самая «Лунная ночь на Днепре». Фото: Предоставлено организаторами

Последний раз картины Куинджи, хоть и не в таком масштабе, можно было увидеть более чем четверть века назад. А эта выставка стала возможной во многом благодаря поддержке компании «Транснефть». Народ экспозицию быстро оценил: в минувшие выходные к Третьяковке стояла внушительная очередь, а электронные билеты были раскуплены на несколько дней вперед.

У художника удивительная биография. Родился Архип в семье бедного грека в Мариуполе. Родители рано умерли, и у мальчика, казалось, не было больших шансов выбиться в люди. С малых лет он помогал родственникам в самых разных делах. А в перерывах, случавшихся не так часто, рисовал. Рисунки были интересными, меткими и талантливыми настолько, что его решают отправить к Айвазовскому в Феодосию. Но там мальчик долго не пробыл, через год вернулся. Говорят, особого мастерства Айвазовский не передал: Архипу доверили лишь малярные работы во дворе. Но мэтр пейзажа написал рекомендательное письмо в Императорскую художественную академию. Туда тоже Архипу удалось поступить не сразу, с третьей попытки. Зато там он познакомился с Крамским, Репиным. Куинджи примкнул к передвижникам и выставлялся с ними. Однако долго это сотрудничество не продлилось. Он вышел из объединения и стал работать самостоятельно. И тут Куинджи придумал гениальный ход. Он писал картину «Лунная ночь на Днепре». Сарафанное радио тут же раструбило, какой это шедевр. Вокруг полотна началась ажитация. Художник показывал ее, еще не вполне завершенную, пару часов по воскресеньям. Ажитация усиливалась. В числе тех, кто решил посмотреть картину, был великий князь Константин Константинович, тогда чуть более 20 лет от роду. Художник не знал, кто перед ним, и, когда тот решил купить картину, произнес что-то вроде: это дорого и денег у вас не хватит. Константин Константинович купил. «Лунная ночь» обошлась в пять тысяч рублей. Новый хозяин обещал показать картину широкой публике. Очередь на просмотр впечатлила всех.

Фото: Предоставлено организаторами

«Эффект заката». Между 1885 и 1890 гг.

Надо сказать, что Куинджи по особенному выставлял свои произведения. Под направленным светом. Многие думали, что он использует специальные краски с фосфорицирующим эффектом. Зря, что ли, у него в друзьях известные химики? Последние исследования показали: ничего такого художник не подмешивал. Но пользовался приемчиком — кистью процарапывал направление. При направленном освещении «царапки» поглощают свет, а верхний слой отражает. Получается эффект глубины, движения.

Кстати, в то время химик Менделеев и его товарищи решили при помощи специального аппарата определить цветочувствительность глаза. В числе тех, кто проходил процедуру, было несколько художников. Но именно глаз Куинджи оказался самым цветочувствительным. Он различал около 50 оттенков одного только зеленого цвета!

 

Украинская ночь, 1876

Когда Куинджи было чуть за сорок, он решил отойти от дел. Перестал выставляться. Ученики думали, что он за это время ничего хорошего не написал. Ну ведь в таком случае бы похвастался? После смерти художника (кстати, Куинджи стал весьма богатым человеком, жертвовал немалые суммы и поддерживал начинающих живописцев) обнаружили немало прекрасных работ. Будете на выставке, обратите внимание на названия и даты. Их указывали ученики. Так что и время создания смогли определить лишь примерно. Всего в экспозиции представлено около 180 работ мастера.

Афиша выставок в Москве на октябрь 2018 года: Ларионов, Бурлюк и Григорий Нисский
Осень будет богата на яркие экспозиции. Особое место в афише выставок Москвы в октябре 2018 года занимают живописцы первой половины прошлого века

ГДЕ: Государственная Третьяковская галерея, м. «Третьяковская», Лаврушинский пер., 12.

КОГДА: До 17 февраля 2019 года.

Цена билетов: 250 — 500 руб.

 Источник: КП Афиша