Дом Пашкова - Волшебный замок на холме


... на Моховой, недалеко от Каменного моста, на значительном возвышении, возносится этот волшебный замок.

Иоганн Рихтер, 1799 г.

Трудно найти более совершенное соотношение всех частей единого сооружения, чем то, которое достигнуто здесь.

Игорь Грабарь

Дом Пашкова: Волшебный замок на холме

Облик Москвы непрерывно меняется. И может ли быть иначе? Каждая эпоха наделяет столицу своими особыми чертами, в которых запечатлевается её история. Не только учёные, но и художники проявляли большой интерес к истории Москвы. Например Аполлинарий Михайлович Васнецов. Он сумел реконструировать облик Москвы на разных этапах её истории и создал целую галерею исторических видов столицы: он ведёт нас по площадям и улицам, показывает крепостные башни и дворцы, повседневную жизнь наших далёких предков. Свою творческую задачу он определял так — «проникновение в тёмную даль прошлого посредством пейзажей». Картины его стали незаменимым путеводителем по истории Москвы.

Попробуем и мы с вами совершить небольшое творческое путешествие в прошлое, чтобы узнать историю прославленного дома Пашкова.

Какой исторический момент взять за отправную точку? И как двигаться: от современности к «делам давно минувших дней», или наоборот? А может быть не связывать себя никакими условностями? Ведь история неразрывна, в каждый момент она принадлежит не только современникам, но и последующим поколениям. Начнём, пожалуй, с того, что интересующий нас дом носит имя Пашкова.

Во второй половине 18 века имя Петра Егоровича Пашкова (1726-1790), отставного капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка, в Москве было известно практически каждому. Он был одним из влиятельнейших московских богачей. От своего отца — денщика Петра Первого Егора Ивановича Пашкова, назначенного после кончины императора вице-губернатором Воронежа, а затем губернатором Астрахани — Петр Егорович получил огромное состояние. Уйдя в отставку, он купил в Москве на Ваганьковском холме усадьбу, располагавшуюся между Моховой улицей, Староваганьковским переулком и улицей Знаменкой. Для строительства особняка на приобретённой земле он пригласил Василия Ивановича Баженова.

Замок-сказка

Задача перед Баженовым встала сложная, так как участок был неровный — с одной стороны он круто уходил под гору, а с другой — резко сужался. Но неудобства участка талантливый зодчий превратил в достоинства — изящные ворота открывали вид на дом и постройки двора, а главный фасад дворца Баженов развернул у самой кромки холма над спускающимся к городу садом. Приступая к выполнению заказа, Баженов учёл и те строения, которые окружали в то время усадьбу: церковь Николы в Ваганькове (ныне действующая церковь Николая Чудотворца в Старом Ваганькове) и церковь Николы Стрелецкого на Знаменке (была разрушена в 1932 году, на ее месте в 2006 году возведена часовня Николая Можайского).

На планировку парадного двора усадьбы в особенности повлияла близость церкви Николы в Ваганькове. На небольшом замкнутом пространстве Баженов создал настоящий замок-сказку! Полёт его смелой фантазии сотворил чудо — внешние формы особняка и особенности ландшафта обрели неожиданную и убедительную гармонию с внутренним убранством дома.

Дом Пашкова, имеющий П-образную планировку, очень эффектно размещён на холме, который служит как бы его пьедесталом. Он состоит из трёх частей: центрального корпуса и двух боковых флигелей. Все эти части объединены высоким цокольным (нижним) этажом с переходами-галереями и арочными окнами. Главным фасадом дворец обращён в сторону Моховой улицы и Боровицкой башни Московского Кремля, а дворовый фасад обращен к Староваганьковскому переулку, где находятся въездные ворота усадьбы. Особую нарядность его центральной части придает стройный портик из четырёх колонн, возвышающийся над выдвинутым основанием основного фасада. По краям крыши расположена балюстрада (невысокое ограждение) — она выполнена в виде перил, украшенных декоративными вазами. Центральную часть дворца венчает бельведер — надстройка в виде изящной круглой беседки. Бельведер имеет куполообразное завершение — первоначально на нем была размещена фигура сидящей Минервы — непобедимой воительницы, богини мудрости, покровительницы ремёсел, искусств, врачевания и знаний. В эпоху правления Екатерины Второй, когда и строилась усадьба Пашкова, Минерва символизировала саму императрицу. Эта скульптура была снята по указанию сына Екатерины Второй императора Павла Первого.

Со стороны Моховой улицы усадьбу ограждала ажурная чугунная решетка с внушительными колоннами и фонарями. Здесь был разбит парк с декоративными деревьями и кустарниками, прудом, фонтанами и гротами. В парке на сценической площадке выступала труппа крепостных музыкантов.

Глазами иностранцев...

О первозданном виде дворца рассказал немецкий путешественник Иоганн Рихтер в своей книге «Moskwa. Eine Skizze», которая была издана в Лейпциге в 1799 году. Дадим ему слово: «...На Моховой, недалеко от Каменного моста, на значительном возвышении, возносится этот волшебный замок. Сзади, из переулка, вы входите через великолепный портал в пространный двор, постепенно расширяющийся от ворот. В глубине этого двора вы видите дворец, в который ведут несколько ступенек. С одной стороны двора — конюшни, с другой — манеж, оба — прекрасные здания. Два всхода ведут в дом. По ним вы достигаете верхних помещений и выходите на пространную вышку в куполе дома, откуда открывается прелестнейший вид на всю Москву. Самый дом состоит из главного корпуса и двух флигелей, соединенных с ним галереями. В середине имеется выступ с большими сводчатыми амбразурами и двумя парадными входами в сад. Этот выступ первого этажа образует собою балкон, на который опираются тосканские колонны. Вверху над этими колоннами находится герб Пашкова, подпёртый коринфскими колоннами, которые, как и все здания, представляют образец симметрической гармонии. На одной стороне балкона, украшенного с большим вкусом решёткою между колоннами, стоит богиня Флора, на другой — Церера. Герб поддерживается двумя полулежащими фигурами. Вверху — купол, образующий собою бельведер, окружённый парными колоннами. Флигеля украшены рядами колонн... Перед домом, на самых высоких пунктах сада, стоят ещё две колоссальные статуи, Марс и Минерва, принадлежащие, как и прочие фигуры, к лучшим произведениям века. Пройдя сквозь дом, Вы приходите к романтическому виду с передней стороны дома от улицы. По неправильно искривленным и змеящимся дорожкам вы сходите вниз среди кустарников, по склонам горы, на которой стоит дом. Внизу — два каменных бассейна, посреди которых находится фонтан, а от улицы все отделяется железной решёткой отличной работы. Сад и пруд кишат иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины живут здесь либо на свободе, либо висят в дорогих клетках. Ради этих диковинок и прекрасного вида по воскресеньям и праздникам собирается здесь множество народа... Впечатление, производимое домом во время иллюминации — неописуемо. Эта иллюминация при коронационных торжествах была одной из лучших по всей огромной Москве». Представить Моховую улицу и дом Пашкова после завершения его строительства помогает гравюра по рисунку Ж. Делабарта 1795 года. Так как у супружеской пары Пашковых не было детей, после кончины хозяев усадьба досталась двоюродному брату Петра Егоровича — мелкому помещику Симбирской губернии Александру Ильичу Пашкову. Средств на содержание богатой усадьбы у него не было. Он уже намеревался продать усадьбу, как вмешались обстоятельства: за Александра Ильича выдал свою дочь золотопромышленник и собственник восьми медеплавильных заводов в Башкирии И. Мясников. Супруги зажили на широкую ногу. В доме Пашкова по любому поводу устраивались балы с фейерверками, на которые собиралась вся московская знать.

Вехи истории

Когда в 1812 году оставленная французам Москва горела, пожар сильно повредил дому Пашкова — был уничтожен завершающий здание деревянный бельведер с его обходной колоннадой, скульптурная группа, размещенная над центральным портиком, герб Пашкова, выгорели все интерьеры. Но стены дворца уцелели. Восстановлением сожжённой и разрушенной Москвы занялась специальная Комиссия для строения Москвы.

Город разделили на четыре участка, над каждым из них утвердили архитектора с группой помощников. Работы по восстановлению участка города, на котором находился Пашков дом, возглавил вернувшийся из народного ополчения архитектор Осип Иванович Бове (1784-1834) — в дальнейшем главный архитектор всей Москвы.

Под его руководством к 1817 году Пашков дом был отреставрирован, правда, былую роскошь он утратил. В 1839 году, пришедший в запустение, дом был куплен у Пашковых казной для Дворянского университета (пансиона), а с 1852 года в нём начала работать четвёртая московская мужская гимназия. Указом императора Александра Второго в 1861 году Пашков дом был преобразован в первый публичный музей Москвы. В нём разместилась привезенная из Петербурга коллекция Румянцевского музея, в основу которой легли собрания графа Н.П. Румянцева. Составляли их уникальные собрания рукописей и старопечатных книг, а также этнографические и нумизматические коллекции.

Так в доме Пашкова открылся Румянцевский музей и при нём — Публичная библиотека, фонды которой к 1900 году насчитывали свыше 700 тысяч книг. В этом первом общедоступном публичном музее Москвы были собраны коллекции живописи, скульптуры, книг, рукописей, монет, действовал даже этнографический отдел.

В 1924 году советское правительство расформировало музей, разместив его художественные коллекции

по разным музеям страны. В доме Пашкова осталась только библиотека, ставшая в 1924 году основой Российской публичной библиотеки имени В.И. Ульянова (Ленина), вскоре переименованной в Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ленина, а с 1992 года получившую название Российской государственной библиотеки. Это крупнейшая в России и одна из богатейших библиотек мира.

Когда в 1928-1940 годы по проекту архитекторов В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха были построены новые корпуса библиотеки — на углу Моховой и Воздвиженки, в доме Пашкова остались только фонды отдела рукописей.

В середине 1930-х годов в ходе работ по расширению Моховой улицы ограду дворца снесли, сад вырубили, остался лишь склон, примыкающий к дворцу с этой стороны. А в 1935 году на Моховой улице построили наземный павильон станции метро Библиотека имени Ленина.

Кстати, дом Пашкова — тот самый дом №26 на Моховой улице, с крыши которого на закате солнца Воланду и Азазелло — персонажам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — открылась панорама Москвы. «Какой интересный город, не правда ли?» — говорил Воланд, обращаясь к Азазелло...

В 1986 году при строительстве станции метро Боровицкая произошла осадка фундамента дома Пашкова. Дворец, у которого потрескались перекрытия, оказался на грани разрушения. Строительство станции метро было временно приостановлено. Работы по капитальному укреплению фундамента и реставрации дома Пашкова оказались необычайно трудоёмкими — потребовалось более двадцати лет, чтобы теперь здание наконец снова вступило в строй.

В знаменитом «старом здании» Российской государственной библиотеки по-прежнему хранятся богатейшие собрания нотных изданий, звукозаписей, автографов выдающихся писателей, композиторов и учёных.

Опубликовано в газете Радость в рубрике «Памятники России», в номере за 9 октября 2009 года.

Автор: Юрий Жданов

Pashkov