Москва Масонская. Легенды и предания «вольных каменщиков»


Вольные каменщики

Ещё со времён средневековья существовали вольные каменщики — гильдия строителей. У них было особое право перемещаться беспрепятственно по всем странам, отправляться туда, где планировалось богоугодное дело. Обладая секретными знаниями строительного мастерства, вольные каменщики возводили величественные соборы по всей Европе. А на период строительства храма сооружали для себя жилища, которые назывались ложами. Они там не только ели, спали, но и проводили таинства, ритуалы вступления в гильдию каменщиков.

Например, в Англии эпоха строительных гильдий закончилась с приходом королевской династии Тюдоров.

Великая Ложа

24 июня 1717 года в Лондоне в пабе «Гусь и противень» собрались представители разных сословий. Они основали масонскую ложу для взаимовыручки. Каждый нуждающийся мог получить помощь своих «братьев», и не только материальную. Члены братства стремились к самосовершенствованию, чтобы стать достойными людьми своей страны. А в масонство проникли утопические идеи, утверждавшие, что можно построить справедливое общество на основах достижений науки и разума.

Масоны позаимствовали тайную систему обозначений у вольных каменщиков эпохи средневековья, а также включили в проведение своих ритуалов символы и знаки различных культур, религиозных течений.

Братство масонов считало себя преемниками уничтоженного Святой Инквизицией в XIV веке ордена тамплиеров. По легенде, этот средневековый орден владел тайными знаниями. Тамплиерам удалось отыскать Храм Соломона в священном городе Иерусалиме, где находилась книга царя Соломона. Владелец этого артефакта мог стать властителем всего мира, так как на страницах книги царя Соломона были прописаны все ответы на тайны Вселенной.

2

Русские масоны

К началу XVIII века масонство быстро распространилось по всей Европе, а также за её пределами. В Россию масонство попало при царствовании Петра I. К сожалению, данные о становлении и развитии русского масонства первой половины XVIII века чрезвычайно скудны. Отчасти это связано с тем, что законы Братства запрещали раскрывать тайну своей организационной деятельности, и вообще было не принято описывать на бумаге всё, что происходило в ложах. Если и оставались какие-то архивные документы, то их тщательно уничтожали с наступлением периодов гонений на орден. Большое влияние на масонство в России оказывали масонские ложи разных стран: английские, немецкие и частично французские. Так в 1731 году гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Великим провинциальным мастером «для всей России». Но поскольку в России в первой половине XVIII века масонское учение оставалось чуждым русскому обществу, Джон Филипс распространял его в основном среди узкого круга лиц, единомышленников, преимущественно иностранцев. С 1740-х годов масонских лож появляется всё больше, и в них уже вступали представители русской знати: граф Головин, графы Захар и Иван Чернышевы, Иван Елагин, Роман Воронцов и другие. Рассвет русского масонства приходится на период правления Екатерины II.

3

На благо России

В Москве до 70-х годов XVIII века насчитывалось 13 лож, но все они были разрознены и не имели стройной организации. Новый толчок в развитии московского масонства и масонства в России в целом приходится на 1779 год. Поспособствовали этому два выдающихся деятеля — Николай Новиков и Иван Шварц. Последний из них впоследствии создал Орден Злато-розового Креста и стал главой русского розенкрейцерства. Благодаря ему в 1782 году на общемасонском конвенте в Вильгельмсбаде русские масоны получили самостоятельность.

Новиков, один из выдающихся просветителей, журналист, издатель, приехав в Москву, арендовал и возглавил типографию при Московском Университете. На тот момент в городе была всего одна типография, но с появлением Новикова через несколько лет их насчитывалось пять. Одной из них была масонская, там издавались такие книги, как «Карманная книжка вольных каменщиков», «Новое светило химии» и другие. Новиков же был инициатором создания Типографической компании, которая находилась в районе Сухаревской близ Садового кольца. Также совместно с московскими масонами он основал Дружеское учёное общество, а в своём доме открыл первую публичную библиотеку, куда могли приходить люди из низших слоёв общества.

Масоны в Москве XVIII–XIX веков внесли огромный вклад в развитие общества и благополучия своей страны.

4

 

Источник: АиФ