Музей московской городской телефонной сети


Музей МГТС начал свою работу в 1982 году. Первые экспонаты были собраны за 3 года, люди сами приносили аппараты. В этот корпоративный музей передавали оборудование и телефонные станции подразделения телефонной сети.

Телефония, как явление, появилась в конце XIX века. Передача человеческой речи на расстояние решалась многими инженерами того времени. Тогда уже был телеграф, но телеграф требовал посредника. Конфиденциальность и скорость передачи утрачивались. Александр Грехом Белл первый превратил речь в электрический сигнал и обратно. Он не был физиком и занимался проблемами плохослышащих людей, занимался их адаптацией и придумывал специальные приборы. Эффект телефонирования, как часто бывает в жизни, получился у него случайно, когда в  устройстве его телеграфа что-то поломалось. Телефон и микрофон были в одном флаконе, говорить и слушать одновременно не получалось, только по очереди. Батарея, подключаемая к этому устройству, позволяла передавать речь на 100 метров. Устройство было запатентовано и представлено на выставке в 1876 года. Через 2 года (в 1878 г.) в городе Нью-Хейвене появилась первая телефонная станция на 200 номеров. Трубка Белла могла соединить только двух людей. Для того, чтобы соединить больше нужна точка коммутации - а именно телефонная станция.

К 1890 году в 5 крупных городах США уже существовали свои телефонные сети - быстрая конфиденциальная передача данных для банков и бирж. В начале XX века в одной Швеции было пять компаний, производящих оборудование для такой стремительно развивающейся отрасли, как телефония, в том числе и "Эриксон".

В России все попытки и разработки инженеров не находили поддержки у правительства. Но промышленники и предприниматели обратились в 1881 году с просьбой разрешить обустроить новую связь в России. Регламент был разработан за несколько месяцев. В Санкт-Петербурге, Москве, Одесса Варшаве и Риге американская компания Белла началась создать телефонные сети.

Первый звонок состоялся в Москве в июле 1882 года из дома Попова ( Кузнецкий дом 6, сейчас 12). Там на 5 этаже арендованы помещения и установлены коммутаторы. На крыше стояла стойка. На каждом коммутаторе было 50 номеров, и их обрабатывали девушки-телефонистки, коммутаторы были соединены между собой. Аренда точки стоила 250 рублей в год (средняя стоимость дома), 60 рублей енотовая шуба, буханка хлеба 2 копейки. Сначала 26 абонентов (банкиры, рестораторы), но уже в 1901 году - 3000 абонентов.

В 1901 году проведен конкурс среди возможных операторов сети с основным требованием не больше 125 рублей в год. Конкурс выиграло Шведско-Датско-Русское общество (оборудование "Эриксон", шведские и датские банки, и небольшое участие русских предпринимателей). В Европе была очень высокая конкуренция, и общество стремилось на молодой российский рынок. Они предложили цены в 79 рублей и лучшее качество.

В 1902 году заложен фундамент нового здания в Милютинском переулке, 5 (арочные конструкции, стеклянная крыша). К 1916 году Московская городская сеть была лучшая в Европе по оснащению и количеству абонентов. До сих пор в центре Москвы существуют проложенные шведами кабели, но не все, конечно, используются.

Станции были обустроены коммутаторами. Телефонистки сидели и стояли. Каждое гнездо в нижней части поля - номер абонента, первые цифры номера были вверху, а следующие высчитывались в нижней части поля.

Норма соединений 180 в час – 3 в минуту. Телефонистки узнавали своих абонентов по голосам. Телефонистки должны были быть хорошо образованы, с хорошими манерами, приятным тембром голоса и знанием иностранного языка, невероятным терпением. Для телефонисток были особые требования по росту не менее 158, по длине рук. Это были в основном небогатые дворянки, работа была круглосуточная.

Модель телефона того времени: трубка и устройство для речи разнесены. Звонок для привлечения внимания. Ручка прокручивалась, создавался ток и посылался телефонистке на коммутатор. Внизу была еще и местная батарея.

Во время революции Московская телефонная станция была захвачена на 5 дней красноармейцами (оборону держал небольшой отряд юнкеров): "Телефон и телеграф захватить в первую очередь и любыми усилиями".

После революции произошла национализация сети, многие специалисты уехали или были уволены. А поскольку в сети работали в основном шведские специалисты, проблемы поддержания сети были очень серьезные, и резко сократилась возможность обслуживания абонентов. Телефоны были только в больницах, банках, частные абоненты практически не обслуживались.

А мир в то время переходил уже на АТС – автоматизированные станции. Первая автоматизированная станция, кстати, появилась в 1895 году в Америке, и её создал гробовщик. А послужила причиной обычная конкуренция. У него был бизнес соперник, тоже гробовщик, у которого жена работала на телефонной станции и всегда соединяла клиентов только со своим мужем. Для исключения человеческого фактора и была создана первая АТС.

Огромное спасибо сотрудникам музея за детальный рассказ о том, как развивалась телефония.

Автор статьи и фотографий: kate_goria
Пост и обсуждение в нашем "Живом журнале"