Выставка «Художник с плохой камерой»


Судьбу Мирослава Тихого можно назвать показательной для художника ХХ века, существовавшего в тоталитарном режиме. Когда в 1946 году в Чехословакии к власти пришли коммунисты, Тихий еще был студентом Пражской академии искусств. Имея с новым режимом, как у Довлатова – «чисто стилистические» расхождения, он решил об этом не молчать, за что был исключен из института и направлен в армию. Тихий не принимает доктрин соцреализма и продолжает живописные эксперименты близкие к экспрессионизму. Со временем он оставляет холст-масло и полностью посвящает себя фотографии.

Женщины на его снимках не образ, занесенный в каталог или дневник извращенца, автор уверял что они для него – лейтмотив. Вместо того, чтобы попробовать заговорить с кем-то из своих героинь он брал в руки карандаш или камеру. Фотографии Тихого буквально говорят о том, о чем в Чехословакии, как впрочем и в СССР, говорить было не принято – о подавлении желаний. Государственная махина не прислушивается к человеку, она деформирует его помыслы. Действия Тихого были близки к подглядыванию, однако цель его наблюдений заключалась в том, чтобы сделать снимок, зафиксировать. Тем самым он обнажает проблематику личного – своего и своих случайных героинь.