Доходный дом Перцовой


Инженер путей сообщения Петр Николаевич Перцов родился в Казани в 1857 году и окончил институт в Санкт-Петербурге, профессию по тем временам получив перспективную и доходную – в начале XX века Россия занимала второе место в мире по абсолютной протяженности железных дорог – 63000 верст.

Перцов задумался о доходном доме и объявил закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В жюри конкурса были самые именитые архитекторы и художники – В.М.Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель и другие.

Но в итоге сам Перцов остановился на проекте С.В. Малютина, занявшего второе место. Дом был построен в течение одиннадцати месяцев, что совсем небольшой срок, учитывая резные лестницы, изразцовые майоликовые печи, витражи, спальни с нишами и курительные комнаты в восточном стиле, для отделки которых выписывались кустари из Нижегородской губернии.

Одновременно со строительством дома Петр Николаевич занимался постройкой первой в России «народной» железной дороги на Северном Кавказе, чьи акции бы распространялись исключительно среди местного населения. Противником проекта был министр финансов Коковцев, лоббировавший интересы монополиста – Владикавказской железной дороги. «Народную концессию» спас молодой Путилов, который внес в казну два миллиона золотых рублей под залог всего капитала Петра Николаевича, включая только что построенный дом. Номинальной владелицей дома (о чем свидетельствует табличка на здании) была жена Перцова – Зинаида Алексеевна. Она же, по вполне понятным всем женщинам причинам, категорически воспротивилась альтруистической идее мужа, и только поддержка двух взрослых сыновей позволила Перцову осуществить свой проект. К счастью, довольно успешно – в 1910 году дом был освобожден от залога.

Петр Николаевич прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя и выступал в защиту церкви от нападок новой власти, в результате чего в 1922 году проходит в качестве обвиняемого в процессе «церковников». Будучи приговорен к 5 годам тюремного заключения, Петр Николаевич все-таки выходит на свободу в 1923 году, но из дома его выселили и уже навсегда.

А дом перешел к слугам народа. Вот что пишет в своих мемуарах младшая дочь Перцова Зинаида Петровна: "Уже несколько лет жил в нашем доме известный оригинал и чудак — Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне: Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная — с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!"

Постройка выполнена под влиянием "северного" модерна, мода на который добралась до нашей страны из государств Скандинавии. Отличительная черта модерна "северного" типа - кронштейны балконов, выполненные в форме фигур драконов. Некоторые зарубежные исследователи даже выделяют особый "Драконный" модерн.

Майоликовые панно - ещё одно свидетельство переноса на отечественную почву мифологических мотивов скандинавского фольклора. Изображения солнца, медведя, быка, рыб, змей сочетаются на панно причудливым образом.

В подвале с 1908 по 1912 год размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: В. И. Качалов — в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова — парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии», а устав гласил «Не обижаться».

Автор статьи и фотографий: aroundtree
Пост и обсуждение в нашем "Живом журнале"