Государственная библиотека им. Ленина на Воздвиженке


О значимости РГБ для государства говорит и тот факт, что библиотека имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации с момента учреждения в 1991 году Президентом Российской Федерации этой высшей категории учета и охраны памятников культуры. РГБ входит также в перечень объектов культуры, патронируемых ЮНЕСКО.

Все изменения в государстве непосредственно сказывались на изменении характера деятельности Библиотеки, составе ее фонда, составе читателей, объеме и формах обслуживания. В стране происходила культурная революция, цель которой нарком просвещения А.В. Луначарский определил как формирование всесторонне развитой гармонической личности.

В 1921 г. Библиотека становится государственным книгохранилищем. Библиотека выполнила свою историческую миссию по собиранию, сохранению и предоставлению пользователям книжного и рукописного фонда, приняв участие в реализации Постановления ЦИК 1918 г. "Об охране библиотек и книгохранилищ", вобрав в свои фонды брошенные, бесхозяйные, национализированные книжные коллекции.

Получение Библиотекой с 1922 г. двух обязательных экземпляров всех печатных изданий на территории государства позволяло, в том числе оперативно предоставлять тысячам читателей не только литературу на языках народов СССР, но и ее переводы на русский язык. Все это особенно после 1938 г., когда было введено обязательное преподавание русского языка во всех национальных школах, делало многонациональную литературу доступной каждому.

Огромное количество книжных поступлений и высокий статус (о чем говорит присвоенное ей имя вождя), требовали нововведений. В первую очередь — расширения площадей. В 1926 году Совнарком признал «существующее здание Ленинской библиотеки несоответствующим ее работе и значению». В 1927—1929 годах в три этапа прошел конкурс на лучший проект. В итоге предпочтение отдали проекту знаменитых советских архитекторов Владимира Гельфрейха и Владимира Щуко, в конкурсе, кстати, не участвовавших. Их работа более всего впечатлила тогдашнего директора Ленинки Владимира Невского — по образованию историка, профессора Московского университета, в прошлом профессионального революционера. Его расстреляли в тридцать седьмом как врага народа.

Роль этого человека в истории библиотеки невозможно переоценить. В большой степени благодаря Владимиру Ивановичу власть приняла решение о необходимости строительства. И он по праву заложил первый камень в фундамент нового здания. Оно стало эталоном «сталинского» стиля в зодчестве. Авторы сумели объединить в одно художественное целое советский монументализм и неоклассические формы, востребованные в русском зодчестве. И потому их творение гармонично вписалось в архитектурное окружение — Кремль, Московский университет, Манеж, Дом Пашкова.

Записаться в библиотеку сейчас может любой. Биб­лио­те­ка предо­став­ля­ет пра­во поль­зо­вать­ся сво­и­ми читаль­ны­ми за­ла­ми всем граж­да­нам Рос­сии и дру­гих го­су­дарств, до­стиг­шим 18-лет­не­го воз­рас­та. Но фотоаппарат придется сдать в гардероб), пофотографировать разрешат только на экскурсии.

В музее книги пятьсот редких книг всех времен и народов в экспозиции и еще 300 000 — в хранении. От свитка из папируса (Древний Египет, iii век до н.э.) и слепка глиняной книжки-таблички до «Олимпийской клятвы» (Мюнхен, 1964, 6х6 мм). Но многие издания представлены факсимиле — например, 42-строчная Библия Гутенберга. В оригинале — «Римская история» Тита Ливия 1469 года, печатная, но с инициалами и орнаментом, выполненными от руки; первые книги кириллического шрифта — краковский «Октоих» 1491 года или «Малая подорожная книжица» (1522) белорусского первопечатника Франциска Скорины. Из национального достояния — «Апостол» 1564 года Ивана Федорова, а также другие его книги, сделанные уже на Украине, куда Федоров сбежал от обвинений в ведовстве: «Евангелие учительное» и первая полная славянская Библия 1581 года. Чудеса полиграфии, а также редкие издания Пушкина («Евгений Онегин» с автографом поэта), Гоголя, Достоевского.

Фотографировать строго запрещено.

Здание щедро украшено. Между пилонами фасада расположились бронзовые барельефы с изображением властителей духа — ученых, мыслителей, писателей. Архимед, Коперник, Галилей, Ньютон, Ломоносов, Дарвин, Пушкин, Гоголь. Скульптурный фриз над главным портиком выполнен в основном по рисункам академика архитектуры и театрального художника Владимира Щуко. В оформлении Всесоюзной библиотеки имени Ленина приняли участие такие мастера, как Матвей Манизер, Надежда Крандиевская, Вера Мухина, Сергей Евсеев, Всеволод Лишев. Импозантный конференц-зал спроектировал архитектор Александр Хряков.

Для облицовки фасадов использовались известняк и торжественный черный гранит, для интерьеров — мрамор, бронза, дубовые стеновые панели. Парадную мраморную лестницу еще до войны запечатлел художник с мировым именем Василий Шухаев. Впоследствии его родственники подарили эту картину Музею истории РГБ.

В годы Великой Отечественной войны Библиотека практически ни на один день не прекращала обслуживания читателей. Изменился и внешне (военная форма в читальных залах преобладала) и по характеру своих запросов.

Интересные факты о библиотеке:

  1. Общий объем фондов РГБ — 44 млн экземпляров
  2. Фонд Электронной библиотеки — 430 100 документов
  3. Удаленные сетевые ресурсы — 96 лицензионных пакетов, 73 000 документов
  4. Общий объем карточных каталогов — 69,5 млн карточек
  5. Общий объем электронного каталога — 4,5 млн записей
  6. Посещаемость читальных залов РГБ — 1 212 900 посещений
  7. Посещаемость интернет-сайтов РГБ — 3 016 400 посещений
  8. Посещяемость виртуальных читальных залов РГБ — 1 830 800 посещений
  9. Число виртуальных читальных залов РГБ — 377
  10. Число персональных компьютеров для читателей в стенах РГБ — 553, из них с подключением к Интернету — 285 
  11. Для хранения 41315500 экземпляров используются помещения по площади равные 9-ти футбольным полям
  12. На каждого библиотечного работника приходится 29830 экземпляров хранения
  13. Одновременно в читальных залах Библиотеки и на компьютеризированных местах могут работать пассажиры 4-ех поездов.
  14. Число зарегистрированных пользователей равно всему населению такого района Москвы как Печатники.
  15. Ежеминутно двери Библиотеки открывают пять посетителей.
  16. На беглый, минутный просмотр каждого из экземпляров хранения Вам придется затратить 79 лет жизни без сна и отдыха.
  17. Для перевоза компьютерного парка Библиотеки понадобится 25 грузовиков.
  18. Библиотека выдает 400 библиографических справок в сутки.

Из вестибюля мраморная лестница поднимается в зал каталога и распределительный холл, за которым размещены специализированные читальные залы.

Справочно-поисковый аппарат библиотеки сосредоточен в Зале каталогов. Каталог — (слово греческого происхождения и означает "собрание", "сосредоточение" чего-либо) перечень произведений и других документов, имеющихся в библиотеке, составленный по определенному принципу и раскрывающий состав и содержание фонда. Каталоги бывают самые различные: по назначению — служебные и читательские; по способу группировки материала — алфавитные, систематические; по видам документов (CD-диски, видеокассеты). Во многих современных библиотеках традиционный каталог-картотека вытесняется компьютерным каталогом, выполняющим аналогичные справочно-библиографические и поисковые функции. Картотека состоит из карточек , каждая из которых содержит сведения об одной единице хранения – ее авторе, других участниках издания, издательстве, названии произведения, его тематике. . Каталоги-картотеки получили широкое распространение с конца 19 в., чему способствовало и решение Библиотеки Конгресса США в 1901 начать продажу копий своих карточек другим библиотекам. Картотеки до сих пор широко используются, хотя их постепенно вытесняют компьютерные каталоги.

Проектирование библиотеки началось в 30 годы, в период перехода от конструктивизма к сталинскому классицизму. Здание библиотеки не вписывается ни в тот, ни в другой стиль и исследователи, за неимением лучшего, отностят его к стилю Ар-Деко, с которым у него и впрямь есть много общего.

В библиотеке есть и компьютерный каталог. Часто называемые интерактивными каталогами общего доступа или просто «он-лайн каталогами», компьютерные каталоги были впервые внедрены в начале 1980-х и по мере снижения стоимости компьютерных услуг взяты на вооружение библиотеками всех типов. Он-лайн каталоги создают большие возможности, облегчая и расширяя доступ к библиотечным фондам.

Автор статьи и фотографий: aroundtree
Пост и обсуждение в нашем "Живом журнале"