Выставка легендарного парижского фотографа Брассая


О Брассае принято говорить в высоком стиле — легендарный, выдающийся, великолепный. У его искусства нет противников, одни почитатели. А каждая выставка — в Париже, Нью-Йорке или Москве — гарантирует музею высокую посещаемость. Но попросите кого-нибудь из поклонников сформулировать, в чем его секрет, и получите эмоции вместо анализа. Композиция, оригинальный сюжет, новый взгляд, свет, ракурс? Отнюдь. Снимки Брассая бессмысленно разбирать на составляющие. Определение самого художника: «Существует много фотографий полных жизни, но непонятных и быстро забывающихся. Им не хватает силы, а это самое важное».

Первый же альбом, опубликованный в 1932 году — «Ночной Париж», — сделал Брассая знаменитым. Пожалуй, его стоило бы вписать в известный клан художников так называемой Парижской школы — иммигрантов, в начале прошлого века наводнивших французскую столицу в поисках художественной свободы, вдохновения, единомышленников и признания.

В «Ночном Париже» Брассай решается играть не светом, а тенью. Он любит густой туман, дождь и снег, контражур и отражения, неровный свет газовых фонарей и яркие вспышки автомобильных фар. Мир кажется узнаваемым и нереальным одновременно. За это видение мира Брассая ценили сюрреалисты. Впрочем, есть у него немало кадров, которые кажутся вариацией на тему Магритта, вроде сцены на набережной — человек в черном костюме с белым зонтом вместо головы.

Логичным продолжением пейзажей ночного города стал цикл «Тайный Париж» — уличные проститутки и сутенеры, гомосексуалисты и клошары, курильщики опиума, обитатели кабаре и борделей открыто смотрят в объектив (остается только удивляться, как фотограф, увешанный тяжелой аппаратурой, смог завоевать их доверие). Отснятый в 1930-е годы, материал был опубликован только в 1976-м, книгу Брассай посвятил Генри Миллеру, а тот, в свою очередь, описал их совместные прогулки по притонам в романе «Спокойные дни в Клиши».

По многим снимкам Брассая не поймешь, сделаны они невзначай или намеренно срежиссированы.

Один из разделов экспозиции — и отдельная глава в жизни Брассая — связан с Пабло Пикассо. Тридцать лет знакомства вылились во множество фотографий и книгу «Разговоры с Пикассо» (опубликована в 1964 году), где с журналистской точностью переданы рассуждения мэтра о творчестве и пересказано множество занимательных жизненных эпизодов.

Брассай был знаком с Сальвадором Дали, Ман Рэем, Генри Миллером, Пабло Пикассо – эти великие художники повлияли на творчество Брассая. Он проявил себя как талантливый портретист, автор канонических портретов многих знаменитостей - Пикассо, Дали, Матисса, Джакометти, Мишо, Жана Жене и др. Он умел удивительно точно передать психологическое состояние модели. Брассай создал фотолетопись творчества Пикассо, позднее он написал книгу «Conversations avec Picasso», где записаны разговоры об искусстве и жизни, которые они вели в течение более чем тридцати лет знакомства.