Фотовыставка «Обнаженный город: Нью-Йорк, Лос-Анджелес»


«Для меня не существует запретных тем... И для моей камеры тоже» — Уиджи.

Настоящее имя Уиджи - Артур Феллиг (1899-1968), карьеру фотографа он начинал с работы внештатного репортера, прославился снимками хроники криминальных происшествий. За удивительное умение приезжать на место происшествия даже раньше полицейских Артур получил прозвище "предсказатель" (в то время была очень популярна игра Ouija, в которой нужно угадывать ходы). По другой версии, кличка "Уиджи" появилась во время работы в редакции The New York Times, где Феллиг валиком удалял лишнюю влагу с листов (его там звали "squeegee-boy", что потом сократилось до weegee).

На самом деле секрет провидческого дара заключался в том, что Уиджи первый среди репортеров получил разрешение установить полицейское радио-оборудование в своей машине – настоящей походной лаборатории. В ней он узнавал о пожарах, убийствах, затем выезжал на задание и в ней же проявлял и печатал отснятый материал. Однако Уиджи стремился не только задокументировать реальность криминального Нью-Йорка, но раздвинуть границы жанра и создать свой образ города – terra incognita, сравнимый с тайным Парижем Брассая (неслучайно Уиджи называют «американским Брассаем»).

Уиджи, прикрываясь циничной маской фотографа, всего лишь выполнял заказы нью-йоркской полиции, но по сути раздвинул рамки социального репортажа, столь популярного в американской фотографии с 20-х гг. XX века.

В 1958 г. Уиджи сотрудничал со Стэнли Кубриком (который сам начинал как фотограф) в работе над фильмом «Доктор Стрэнжлав». Несмотря на то, что Уиджи позиционирует себя как предельно реалистичный репортер, во всех его работах, будь это фиксация криминальной хроники, кадры из бара «У Сэмми» или фото голливудских звезд, всегда была магия, проявлявшая так называемую другую реальность, которую так ощущали сюрреалисты.

Начиная с голливудского периода Уиджи много и серьезно работает формальными пластическими опытами, используя виды искажения и дублирования и другие приемы пластической трансформации образа. Среди его героев неслучайно появляются Сальвадор Дали или Энди Уорхолл, который, кстати, был большим поклонником Уиджи.

С конца 60-х гг. в творчестве художника открывается одна из самых загадочных и прекрасных страниц в истории фотографии. Именно в снимках 60-х черпали вдохновение художники современного искусства 80-х, и обращались к фотографии как к одному из средств медиа.