Дом №20 на улице Остоженка


Большинство построенных ими сооружений находятся в районе Арбата и Пречистенки. Жил он на Денежном пер. д. 7К2. Как выглядел его собственный дом можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Интересно, что Барыковский переулок прежде назывался переулком Дурново, по имени одного из домовладельцев. Название Барыковский объясняется тем, что «богатый помещик И.И. Барыков, большой хлебосол, дававший по два раза в неделю роскошные обеды, где бывали все важные московские чиновники, заболел и дал обет основать богадельню. По выздоровлении он приобрел участок в Дурновском переулке, выстроил дом для "убежища престарелых женщин", ставший называться Барыковской богадельней, оставил средства на ее содержание и возобновил там с 1855 г. Спасский храм».

Авторство здания №20 на Остоженке принадлежит архитектору Н.И. Жерихову. Николай Иванович Жерихов (1870-е гг. 1916) московский архитектор, один из выдающихся мастеров эпохи модерна. Происходит из крестьянской семьи. Не получил полноценного архитектурного образования. Несмотря на это, в начале прошлого века Жериков был одним из самых популярных архитекторов Москвы.

За период с 1902 по 1915 годы по его проектам было сооружено 46 доходных домов в дорогих районах Москвы (Арбат ул., Остоженка ул., Басманная ул., Мещанская ул.). Характерной чертой творчества зодчего можно назвать чрезмерное и порой чересчур экстравагантное украшение фасадов своих построек. Доходный дом Г.Е. Бройдо на Остоженка ул., 20 - первое здание, построенное Жериковым. Эту постройку можно назвать знаковым памятником эпохи раннего московского модерна. Здание по периметру на уровне третьего этажа опоясывает очень красивый фриз с лепными изображениями антилоп.

По архитектуре здания специалист пишет: «Хотя все элементы фасада здания выполнены в стилистике модерна, они довольно разнородны и относятся к его различным течениям — металлические кронштейны напоминают мотивы декоративного, в частности бельгийского, Ар Нуво, тяжелый металлический козырек над входом более тяготеет к рациональному модерну Вены. Самой характерной и интересной частью фасадной композиции является удивительно красивый фриз между третьим и четвертым этажами с рельефными изображениями антилоп. Особенно эффектен он в вечерние часы, когда скользящие лучи солнца делают тонкие рельефные натуралистические изображения животных особенно отчетливыми и объемными.

К сожалению, в 90-х годах прошлого века дом подвергся реконструкции и в значительной мере утратил первоначальный облик.»

Самый знаменитый дом из построенных Николаем Жериховым доходных домов построен в 1907 году на углу Малого Могильцевского и Плотникова переулков также принадлежал Г.Е. Бройдо. Его лично я не видела и не фотографировала. Выглядит он так (снимки из интернета):

 

 

Его украшают несколько десятков скульптур в странных позах. Некоторые скульптуры отчетливо похожи на великих русских писателей: Гоголя, Пушкина и Толстого, в облике сатиров, целующихся и обнимающихся с музами. По одной из версий скульптор Л.С. Синаев-Берштейн сделал их для Музея изящных искусств на Волхонке. Но заказчик – создатель музея И.В. Цветаев отверг их. Сейчас эти скульптуры сильно разрушены от времени и варварского отношения: некоторые облиты черной краской, другие отлетели из-за расширения проемов окон для установки стеклопакетов, барельеф над крыльцом снесен разворачивающимся грузовиком.

 

 

Автор статьи и фотографий: oganiok