Музей творчества аутсайдеров


 

Музей создан для того, чтобы физически обозначить в пространстве художественной жизни место, куда могли бы стекаться произведения художников-аутсайдеров, и систематической работы с собранным материалом.

Определение "искусство аутсайдеров" распространяется на творческие работы - живопись, графику, скульптуру, инсталляции и различные конструкции, выполненные людьми, не получившими подготовку в области искусства и создающими (или, по крайней мере, начинавшими создавать) произведения искусства безотносительно к признанию со стороны художественного мира, рыночной ценности и определениям.

Может ли человек, которому дарована способность творить, скрывать этот дар от себя и окружающих на протяжении многих лет? Всегда ли мы способны разглядеть и признать этот дар? Кого следует называть истинным художником? Все эти вопросы возникают при знакомстве с произведениями людей, чье право на признание подвержено серьезному сомнению, чьи творения были обречены на отторжение и насмешку. Аномальные психофизические состояния, отсутствие кастовых привилегий, изоляция от общества образом жизни и душевной болезнью создали предпосылки для индивидуального самовыражения, наиболее интуитивного и изобретательного, наиболее свободного и искреннего, но в то же время стоящего в стороне - outside...

Их искусство - искусство "посторонних" - во все времена подвергалось усиленной сегрегации из-за отсутствия всякого интереса. Многовековая история европейской культуры крошечными шагами продвигалась от целенаправленного наблюдения за жизнью и бытом изгоев общества, обитателей приютов и больниц к познанию продуктов их творчества, от чисто медицинского интереса или праздного любопытства, связанного с их попытками что-либо изобразить, к признанию эстетических достоинств создаваемых произведений. Первоначально сами "отверженные", а не их творения, привлекли внимание современников.

Коллекция московского Музея творчества аутсайдеров содержит большое количество образцов психопатологической экспрессии, не относящихся к Аутсайдер Арт, но обладающих художественной привлекательностью. Это и работы художников с неустойчивой нервной организацией, получивших формальную подготовку в области изобразительного искусства, и работы непрофессиональных авторов, информация о которых на сегодняшний день отсутствует, и ряд других произведений, не отвечающих всем требованиям искусства брют.

Попытка анализа подобного изобразительного материала была предпринята в России учеными-медиками для изучения различных клинических вариантов душевной болезни - и только! О констатации художественной ценности этих работ не шло и речи, о формировании коллекции художественных произведений - тем более.

Психопатологическая экспрессия не рассматривалась ни с позиций социологии, ни с точки зрения искусствознания. Между тем, активная выставочная деятельность Гуманитарного центра (ныне - Музея искусства аутсайдеров) в конце 1980-х - начале 1990-х гг. показала, насколько велик интерес зрителей к творчеству социально не адаптированных авторов.

Многими специалистами психопатологическая экспрессия рассматривается и сегодня как автономный объект коллекционирования, достойный детального изучения. Понятие "нормы" в художественном творчестве по-прежнему остается спорным моментом, а проблема видения "с той стороны" обращает на себя внимание широкой аудитории и по сей день.