Воскресенский храм в Кадашах


Ткачи устроили свою слободу на месте прежней слободы бондарей, которые изготавливали кади. Так и возник топоним Кадаши. А версия, связывающая этот топоним с якобы жившими здесь татарскими судьями «кади» — лишь народная этимология. А по мнению И.Е.Забелина местность эта называлась Каташево, так как жители ее занимались катанием изготовленного для беления полотна.

«Между Большой Полянкой и Пятницкой улицей лежит крупный городской массив, сохранивший в основных чертах планировочную структуру древней Москвы (сравнение современного плана этой части Замоскворечья с первым геодезическим чертежом столицы, планом Ивана Мичурина, свидетельствует о незначительности изменений и о том, что подобной сохранности всей системы уличной сети не имеет ни один другой район города). Центр этого массива образует церковь Воскресения в Кадашах — застройка как будто наращивалась вокруг нее последовательными слоями. Именно такая система группировки домов слободы объясняет расположение переулков, современному человеку кажущееся сложным и запутанным», — писал Андрей Владимирович Иконников в «Каменной летописи Москвы».

Церковь Воскресения Христова в Кадашах была построена в 1687-1695 годах на месте прежнего каменного храма (упоминается впервые в 1493 году), от которого остались южная апсида первого этажа и подклет. Средства выделили купцы Добрынины. Богато декорированный белокаменной резьбой «петушиными гребешками» двухэтажный пятиглавый храм с шестиярусной колокольней — замечательный образец московского барокко. Храм в Кадашах переделывался в 1802 году и 1860-1863 гг. после разорения французами. Французы устроили в церкви конюшню и разграбили сам храм. Уходя, они подожгли Воскресенский храм. Огонь дошел до окна у правого клироса и потух.

Храм расписывали царские живописцы Петр Беляев, Николай Соломонов, Петр Коробов и Петр Билиндин. А иконостас храма в Кадашах стал настоящим произведением искусства.

«Входящий в Воскресенскую церковь поражается уже общей его высотой... иконостас имеет в высоту 17 аршин... Но особенно замечателен он своею в высшей степени искусною резьбою. Многочисленные колонны (числом 52), отделяющие иконы одну от другой, представляют из себя едва ли не лучшее произведение резного искусства 17 в. Все эти колонны сделаны из цельного дерева, внутри — пустые, и потому сквозная резьба их представляет как бы плетение из виноградных кистей и листьев, »— писал священник Сергей Страхов. Неслучайно иконостас Воскресенского храма стал прообразом иконостаса соборного храма Донского монастыря.

Отдельных слов заслуживала и колокольня.

«Гармонично сливается с основной старинной церковью современная ей (1695 года постройки), удивительно стройная колокольня. За стройность была метко прозвана свечкой», — писал дореволюционный путеводитель, упоминая также и ее колокола, главный из которых был отлит в 1750 году Константином Михайловичем Слизовым, создателем знаменитого Успенского колокола.

В 1934 году храм Воскресения Христова в Кадашах закрыли. В церкви размещались различные государственные учреждения, в том числе, спортивный клуб колбасной фабрики. В 1992 году его вернули церкви, но регулярные богослужения в Воскресенском храме начались только с декабря 2004 года. А на территории Воскресенского храма также действует подземный храм-усыпальница, где покоятся останки древних жителей Москвы, современников Юрия Долгорукова. Кроме того по решению настоятеля храма был открыт археологический музей «Кадашевская слобода».

Говорят, что...

«...зодчий Воскресенской церкви в Кадашах неизвестен, но некоторые называют строителем колокольного мастера Сергея Турчанинова».

«...после закрытия храма Воскресения Христова в Кадашах колокола исчезли. Новое пристанище они нашли в Большом театре. Так, в 1995 году в интервью «Московскому журналу» старший звонарь Московского Кремля И.В.Коновалов заметил: «Мы, конечно, благодарны театрам за то, что они сохранили это ценнейшее наследие, но теперь неплохо было бы подумать над тем, чтобы вернуть колокола туда, где их используют по прямому назначению. В Большом эти колокола звонят в «Борисе Годунове». Но ведь все остальное — декорации и бутафория. Они же не выносят на сцену настоящий трон из Оружейной палаты. Нельзя ли вместо колоколов использовать фонограмму? Недавно у нас произошел радостный день: театр имени Немировича-Данченко передал десять колоколов в знаменитый храм Спаса Преображения, что на Песках. Вместо колоколов театр получил бронзовые доски-била, настроенные на основные ноты этих колоколов. Самый большой колокол в Большом театре — 400 пудов, он из храма Воскресения Христова в Кадашах. Мы можем сделать им идеальную запись гула 4000-пудового Успенского колокола или 2000-пудового «Сысоя» со всем ростовским звоном. Это даже обогатит звуковую гамму «Бориса Годунова» и других спектаклей». Но во время реконструкции Большого Театра колокола бесследно исчезли».

«...в 1830-х годах появилось странное выражение: «Пришла к нам правда не от Петра и Павла, а от Воскресенья в Кадашах». Именно у «Воскресения в Кадашах» находился дом московского головы Андрея Петровича Шестова, члена Комиссии для изыскания доходов Москвы и уменьшения ее расходов, отличавшегося удивительным качеством — он не воровал и другим не давал. И в результате его работы обнаружился профицит московского бюджета».

Источник: http://liveinmsk.ru/index.php?dn=places&to=art&id=396