Владислав Тетюхин, миллиардер, доктор технических наук из Москвы


«Практически всю жизнь я занимался металлом. Родился в Москве, после окончания в 1956 году Московского института стали и сплавов по специальности «Инженер-металлург» попал по распределению на Верхнесалдинский металлообрабатывающей завод в городке Верхняя Салда (Свердловская область), где налаживал одно из первых в мире производств титана. Прошел практически все ступени карьерной лестницы. Был помощником мастера, мастером, старшим инженером, заместителем начальника цеха по производству титановых слитков, заместителем главного металлурга по титановому производству.

О взрывах

Тогда производство титана было секретным. С оборудованием была большая проблема. Мы сделали там две печки, одну привезли из ВИАМа (Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов), одну сами сконструировали и начали проводить тренировочные работы по плавке титана. Было нелегко, постоянно происходили нештатные ситуации. Порядка 30 взрывов пережили, одно ЧП закончилось трагедией, но мы не сдавались. В 1976 году защитил в Москве докторскую диссертацию. Потом вторую, стал доктором технических наук. Получил Ленинскую премию за разработку процессов. С 1976 года работал начальником сектора лаборатории Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов Москвы, в 1980 году стал начальником научно-исследовательского отделения. Отвечал за надежность титановых сплавов в авиации, ракетостроении и космической технике.

О работе

В начале 90-х снова поехал в Верхнюю Салду. Меня пригласили восстанавливать завод. Так стал директором завода, где начинал свой трудовой путь. В Верхней Салде всегда чувствовал себя технологом, исследователем. Если бы мне сказали, что я стану здесь администратором, я бы ответил, что это невозможно. Период был трудный, началось все нуля. Нужно было собирать завод «в кучу», потому как он уже начал распадаться, как многие наши предприятия, и искать новые рынки. Поэтому объездили весь цвет тех, кто делает авиацию, провели презентации и нашли партнеров все-таки. Тот период был сложный, но в целом он зависел от коллектива тех людей, которые решили во что бы то ни стало вырваться и вытащить завод. И многое зависело от них. Завод был самостоятельный, это было акционерное общество, не государственное предприятие. Работали по принципу «Как потопаешь, так и полопаешь». Все зависело от инициативы, от умения. Кадровый состав удалось сохранить: инженеры, рабочие.

К 2005 году завод вышел в лидеры по титановому производству в мире. В портфеле были заказы от «Боинга», «Эйрбаса»... Это не только заготовки, сейчас уже началась их обработка и мы поставляем крупные штамповки в механически обработанном состоянии, есть совместное предприятие с «Боингом», задуманное в 2005 и осуществленное в 2007 году. Более того, американцы взяли сплав нашей разработки, и он работает в новом лайнере 787 «Dreamliner».

tetyukhin

О титане

Всем известно, что основная часть титана у нас идет на экспорт в мировой авиапром. Это более 75 процентов. Оставшаяся часть используется в России в оборонной, химической промышленности и энергетике. Кроме того, титан мы поставляем в Европу и США на производство элементов для медицины.

Постепенно я стал задумываться над тем, что титан недостаточно в медицинских целях используется в нашей стране. Титан является материалом совершенно идеальным для существования в пределах человеческого организма. Он абсолютно нейтрален и не коррозирует по существу, вместе с тем он легок и прочен. И у него модуль упругости выше, чем у стали, то есть он более приближен к модулю упругости костной системы и поэтому более функционален, чем те же протезы из стали. И легче, чем сталь. Это идеальный материал для замены костной ткани.

О центре

В январе 2012 года мы начали строить Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр. В этот проект были вложены практически все деньги, вырученные от продажи акций ВСМПО-Ависмы - 3,3 млрд рублей. Проектированием занималась немецкая компания. Хотелось воплотить идею лечения или восстановления человека в рамках полного цикла – от диагностики, консервативного или оперативного лечения до полной трехэтапной реабилитации; создать в глубинке Центр, который по своей оснащенности, технологиям, комфорту и доступности для инвалидов не уступал бы европейским центрам. Кроме того, таким образом еще хотелось выразить благодарность труженикам Урала, которые создали самое крупное титановое производство в мире. Сначала мы планировали построить центр в Верхней Салде. Но здание местного военного госпиталя оказалось непригодным для современного центра, поэтому выбрали для этих целей Нижний Тагил.

О строительстве

В январе 2012 года стройка запустилась. Так как проект стал более масштабным, собственных средств не хватило. Тогда мы обратились ]за господдержкой. Удалось получить 1,2 млрд рублей. Деньги были выделены через «Корпорацию развития Среднего Урала» (структура регионального правительства, через которую область участвует в совместных проектах с частными инвесторами – ред.). Идею создания центра поддержали губернатор и одобрил президент. В июне 2014 года медицинский центр получил лицензию, а в сентябре начал делать операции. В центре есть все, что востребовано в нашем регионе. Основной упор мы делаем на опорно-двигательный аппарат. Также профильными направлениями являются хирургия малого таза и оториноларингология.

О коллективе

Сейчас в Центре работают около 60 врачей, 14 из них – местные. Есть врачи из Омска, Оренбурга, Томска, Тюмени, Забайкалья. Мы договорились с другими больницами области, что не будем переманивать к себе их специалистов. Со средним медицинским персоналом все гораздо проще. В Нижнем Тагиле есть медицинское училище. Пятеро врачей у нас из Луганска и Донецка. Они перебрались в Нижний Тагил после начала конфликта на Украине. Мы оплатили им дорогу на собеседование. Из Москвы очень сложно привлечь специалистов.

Об условиях

На территории медцентра построен шестиэтажный дом для персонала. Есть собственная котельная. Зарплаты в центре пока не особо высокие, ведь мы еще строим. Мы предлагаем нашим специалистам возможностью работать с современным оборудованием и продолжать научную деятельность. Ряд ведущих хирургов уже прошли повышение квалификации в клиниках Словении и Германии. У нас нет изнурительных дежурств, нормальный сменный график работы для обеспечения круглосуточной деятельности медцентра. Я много наблюдал, как работают в солидных компаниях на Западе. Там ценят людей. А у нас сейчас в стране как? Не хочешь, ну и иди отсюда, другого найдем. Я всегда говорю, что необходимо создание в компании каких-то семейных, близких отношений. Когда человек понимает, что о нем заботятся, что его поддерживают, его поднимают, у него появляется желание работать, развиваться. Вместе с компанией. Для меня центр – это не бизнес. Мне уже 82 года. Инвестиции, дай Бог, лет через 15-20 себя оправдают. Это желание делать что-то значимое для людей и для нашей страны. На мой взгляд, патриотизм проявляют люди, которые на своей Родине смогут что-то сделать для нее и ее жителей.

О планах

Работы еще много. Нужно провести отделку шестиэтажного реабилитационно-процедурного блок с бассейнами и тренажерными залами, достроить стационар для второй стадии реабилитации на 120 мест, открыть кафе для пациентов. Чтобы принимать людей, нужно построить гостиницу на 550 мест и жилой дом для медицинского персонала. Я хочу, чтобы к нам приезжали пациенты не только из Свердловской области и Уральского региона, но и России в целом. Еще мне бы хотелось построить общежитие для студентов, которые придут после окончания учебного заведения работать к нам, новый дом для сотрудников на 350 квартир, транспортный блок. Сейчас веду поиск инвесторов. По вопросам оказания помощи в строительстве центра и трудоустройства можно обращаться по электронной почте - direktor@vt-clinic.ru.»