Дом-коммуна

Вот как писали о нём газеты: «Здание включает два самостоятельных объёма: вытянутую на 200 метров восьмиэтажную «пластину» с 1000 двухместных, аскетически обставленных жилых комнат — «спальных кабин» площадью 6 кв.м. на два человека, трёхэтажный корпус для дневного пребывания с вестибюлем, столовой, залами для занятий и связывающий их санитарный корпус с душевыми кабинами и раздевалкой. По ночам в комнаты должен был подаваться озонированный воздух, днем же вход был запрещен».

На протяжении всего 20 века Дом-коммуна стал временным жилищем многим поколениям студентов. С 1950-х годов он был общежитием студентов Института стали и сплавов, в 1990-х годах в доме поселились художники-авангардисты.

В 1996 году здание было признано аварийным, и началась реконструкция, в ходе которой наконец-то стало видно, что дом стоит на ножках! Многие годы их просто не было видно, так как пространство между ними позднее было заложено кирпичом. Решили увеличить жилплощадь, возвели стены вдоль ножек, отштукатурили и покрасили в цвет дома.

Сам архитектор Николаев очень гордился своим домом, его архитектурное решение – поставить здание на пилоны-опоры – ему очень нравилось. Когда он услышал обиходное московское название своего дома – «Дом на ножках», то очень был бы рад тому, что выстраданное им решение перешло в разговорную речь горожан. Но сейчас многие называют его – «Домом-самолётом».

Если назначают встречу в этом месте, то так и говорят – «Встретимся на Орджоникидзе, прямо напротив самолёта»! Кстати говоря, дом этот имеет два адреса – многие упорно приписывают ему старый адрес — 2-й Донской проезд, дом 7, дом 9 – но он уже числится по улице Орджоникидзе. Именно это изменение адресов зачастую вызывает у москвоведов сложности – ведь если не знаешь, что адрес у дома был другой, то ничего и не найдёшь про него интересного. Некоторые жители этого дома говорят, что никто из них и никогда не называл это здание ни «на ножках», ни «самолетом». Последние лет пятьдесят он был у студентов «дом коммуны» и других вариантов не было. «Самолетом», а иногда «вертолетом» называли они часть дома, где по винтовому наклонному пандусу можно было съезжать с первого по последний этаж.

Адрес: улица Орджоникидзе, дом 8/9

1