Педагог из Зеленограда Михаил Танский учит детей основам традиционной русской культуры

О случае

Однажды к нам пришла заниматься девочка с инвалидностью. Ей было 10 лет. Через год после начала занятий в школе ее мать, медик, пришла и сказала нам, что при очередном плановом обследовании врачи выявили значительное улучшение здоровья по многим параметрам.

Сказала: «Это из-за занятий на фольклорном отделении. Спасибо Вам». То есть занятия благотворно повлияли на здоровье ребенка, она стала лучше себя чувствовать. Прошло еще полгода, и инвалидность сняли совсем. Я давно заметил, что занятия традиционной народной культурой благотворно влияют на здоровье, делают детей психологически устойчивыми.

Об ансамбле

Все фольклорное отделение нашей школы мы называем ансамблем «Околица». Дети растут, уходят, на их место приходят другие, а ансамбль остается. Как возникла идея создать такой ансамбль? Сегодня часто говорят, что люди разобщены, нас ничего не объединяет. Говорят, не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего. Поэтому я решил обратиться к истокам русской культуры. Нам надо вспомнить наших предков, простых жителей русской деревни, создавших за многие века высочайшего качества фольклор. Надо понять, чем они жили, о чем думали, какие мысли нашли отражение в обрядах, песнях, танцах. В 1993 году, когда мы начинали, в то время не было в московских школах искусств фольклорных отделений, которые бы работали по специальному учебному плану. Нам было важно донести до детей, что же такое традиционная культура, хотелось, чтобы дети в нее погрузились, чтоб были занятия по традиционному пению, танцу, музыкальному инструменту, традиционному рукоделию.

О развитии

Так получилось, что мы стали изучать традицию Смоленской области. И в 1996 году преподаватели отделения отправились в фольклорно-этнографическую экспедицию по этому региону! Первая деревня, где мы работали, была деревня Марьино Глинковского района; там мы имели возможность общаться с носителями традиционной культуры, записали много песен, танцев и игру гармонистов, троицкий обряд. Позже, в другие годы, с нами ездили и наши ученики. Вы бы видели горящие глаза детей, когда бабушки, к которым мы приезжали в гости, разрешали посмотреть старинные вещи в своих сундуках! Деревенские жители с удовольствием обучали школьников старинным песням, обрядам, рассказывали истории из жизни. За годы экспедиций накопился обширный аудио- и видеоматериал, что побудило нас составить электронную базу музыкального смоленского фольклора. Очень хочется, чтобы все нами собранное не пропало, чтобы другие поколения потом могли обратиться к этому драгоценному источнику.

Об экспонатах

Многие экспонаты, которые выставлены в наших учебных классах, мы привезли из этих поездок. Например, два горшка, соединенных вместе, называемые «двоешками». Увидели их у одной бабушки и уговорили нам отдать. Такая посуда была нужна в старину, чтобы дети могли своим родителям нести обед в поле во время сельхозработ: например, в одном щи, в другом кашу. А чтобы они сохраняли тепло, их сверху обматывали тканью. Такие предметы материальной культуры мы используем в учебном процессе. У нас есть тема по предмету «Народное творчество» про обработку льна. Почти все этапы производства этой ткани у нас представлены. У нас есть семена льна, колосья, кудель, льняные нитки, ткани – небеленые и беленые, а также готовые изделия: скатерти, полотенца, рубахи.

О лагере

С 2005 года в сентябре мы стали проводить детский этнографический лагерь «Новолетие» на базе оздоровительного лагеря «Орленок» в Клинском районе Московской области. Создали его для своих учеников. Но чтобы было интересней, приглашаем детские коллективы со всей России и других стран — Белоруссии, Литвы, Латвии. Это настоящая выездная школа традиционной культуры. Дети занимаются в мастерских по традиционным ремеслам: плетению из бересты, глиняной и деревянной игрушке, обрядовой выпечке и другим. Есть занятия по фольклорному танцу, мужской пляске, народным играм. Для маленьких – школа дошколят «Волшебный короб». Наш батюшка, отец Михаил, ведет с детьми нравственные беседы. А носительница традиционной культуры Нина Петровна Попова, очень любимая всеми в лагере, передает свою мудрость в мастерской «Бабушкины рассказы». Еще мы проводим веселый осенний обряд «Похороны мух», конкурс на лучших плясуна и плясунью, ежедневные вечерки, ярмарки. В последний перед отъездом вечер разжигаем костер. Педагогический состав обсуждает проблемы воспитания детей средствами традиционной культуры.

В этом году, который был объявлен годом культуры, мне вручили премию мэра Москвы за лучший реализованный проект в сфере культуры (лагерь «Новолетие»). Приятно, конечно. Но это не главное.

Старшие наши ребята из «Околицы» в октябре е получили Гран-при конкурса Всероссийского фольклорного фестиваля «Традиция» в Москве. Хотя это тоже имеет не очень большое значение. Главное, чтобы дети полюбили великую русскую традиционную культуру и чтобы не выросли иностранцами в своей стране.»

10422303_781656508559241_3848381307938181237_nx_6d3a9918x_6f24d63d

http://www.youtube.com/watch?v=dVCldBjRdHc#t=11}