Тайна одной девочки. Скульптор, способный остановить мгновение!

Мне части доводилось проходить мимо знаменитого Суриковского института, расположенного на Товарищеском переулке. Было интересно заглядывать в его окна и наблюдать за тем, как работают студенты, что-то рисующие на больших кусках ватмана. А в этот раз я не просто смотрела в окна, а зашла внутрь этого здания, где должна была пройти встреча с Дмитрием Никитичем. Для тех, кто здесь учится, вероятно, это кажется абсолютно повседневным событием, но для меня это было путешествие в другой мир — в мир скульптуры и живописи, в котором учат создавать материю, где замыслы ложатся яркими красками на серый холст, а бронза и глина приобретают утонченные формы, где витает запах красок и чудес.

Найти кафедру скульптуры в подвале оказалось несложно, благо она расположена рядом с одним из самых популярных для студентов мест – студенческой столовой. Тугаринова в своём кабинете не было, поэтому пришло ему позвонить. Бодрый мужской голос мне ответил - одну минуточку я бегу, и буквально через несколько мгновений я увидела быстро шедшего мне навстречу мужчину в камуфляжной форме с окладистой кудрявой бородой и локонами вокруг лба. и с палочкой в руках. Мы нашли место в кабинете среди «аполлонов», «венер», «комсомольцев-стахановцев» и других изваяний, сели и начали неспешную беседу.

Родился Дмитрий Никитич в Москве, а именно в Институтском переулке, который расположен в районе Марьиной рощи. Его мама закончила Суриковский институт ещё в те времена, когда он располагался на Мясницкой, и тоже была скульптором. Дмитрий Никитич учился уже в этом здании, на Товарищеском. Работы его мамы скоро будут выставлены в подвале Зубовского особняка, что на Таганке.

Больше всего мне хотелось узнать именно про скульптуру девочки. Меня занимал вопрос – кто она, что натолкнуло автора на мысль о её создании? Как выяснилось,  прототипом девочки стала Соня - дочь Тугаринова , любимым занятием которой было примерять мамины туфельки и разгуливать в них по квартире. Пожалуй, все девочки просто обожали примерять мамину обувь! И я не исключение: меня притягивали мамины блестящие польские сапоги ярко-розового цвета на толстом каблуке. В то время это был последний писк моды. И хотя у меня к тому времени нога выросла до 34-го размера, а у мамы ножка была как у Золушки, всего 32-го, я всё равно пыталась влезть в эти замечательные сапоги! Соня, ставшая прототипом скульптуры, уже выросла, скоро получит диплом международного журналиста в престижном МГИМО, а также параллельно работает ассистентом отдела культуры Harper's Bazaar. А её образ в больших маминых туфлях на каблуках остался навсегда в папиной работе. По словам самой Софьи, себя в папином исполнении она любит всем сердцем и не представляет себя без «себя в туфельках))). «Эта скульптура уже стала буквально частью меня, а папины друзья и знакомые воспринимают меня как дочь Тугаринова только в сравнении с тем очаровательным ребенком, в маминых туфлях и с «пальмочкой» на голове. Скульптура «Туфельки» известна почти так же, как памятник Суворову в Швейцарии, что, безусловно, льстит мне, ведь мы с самим Александром Васильевичем делим пьедестал почета! Вскоре я получаю диплом МГИМО и в честь этого события в качестве подарка готовлю папе сюрприз! Это будет личная награда от меня папе за «Туфельки». Моё личное отношение к папе... могу сказать, что я 100-процентно папина дочь, что и доказывает эта скульптура, так же как и то, что он – мой Папа. Он настоящий Маэстро, как художник, да и вообще очень сильный человек!». Вот такими тёплыми словами рассказывает дочь о своём отце, что очень импонирует мне, поскольку я так же, как и Соня, очень люблю своего отца. Думаю, со мной согласятся многие девочки, девушки, женщины - именно ПАПА для многих из нас является примером всего самого сильного, мужественного и прекрасного, и является своего рода прообразом будущего избранника.

С этой бронзовой скульптурой девочки зачастую случаются разные вещи, не всегда приятные для скульптора.   Так, например, одна компания получила разрешение продать одну копию скульптуры, а на самом деле продала целых девять, не получив на это разрешение автора и, естественно, на заплатив ему за это.

Кроме девочки в туфлях Тугаринов создал ещё много уникальных работ, одной из которых является уже упомянутый Софьей  великолепный памятник Суворову, который в 1999 году был установлен  на перевале Сент-Готард в Альпах. Работа над скульптурой велась прямо посреди горных вершин под слепящим солнцем и горным ветром. Оригинальность идеи Тугаринова заключается ещё и в том, что  этот памятник Суворову стоит непосредственно в горах прямо на скале без привычного для подобных работ постамента. Создаётся впечатление, что это живой Суворов застыл на месте его легендарного подвига и крестится и благодарит Господа за успех.

Кроме того, Дмитрий Никитич участвовал в восстановлении Храма Христа спасителя.

Как и многие другие скульпторы, Тугаринов принимает заказы на выполнение монументальных работ для надгробий. Одной из его работ в этом направлении является уникальное надгробие на могиле актера Авилова. Она притягивает к себе почитателей таланта артиста и адептов разных мистических теорий. Создание этой скульптуры тоже было необычным. Первоначально на могиле Виктора Авилова, уникального артиста, известность которому принесли роли Господина Оформителя и Графа Монте-Кристо, спустя год после смерти артиста был поставлен металлический бюст. Но хотя скульптор, исполнивший его, хорошо знал артиста, и во время работы пользовался видео и фотоматериалами, работа оказалась неудачной, актёр совсем не был похож на себя. Это вполне объяснимо, ведь внешность Авилова настолько своеобразна, что только настоящий художник может уловить его характерные черты лица, которое практически всё время находилось в движении или участвовало в мыслительном процессе . Чего стоили одни только его глаза! Поклонники артиста, коих немалое число, решили собрать деньги для того, чтобы заказать бронзовый бюст артиста именно у скульптора Тугаринова. Работа над бюстом длилась почти год. В работе Дмитрию Никитичу помогали близкие и поклонники артиста, контролировали процесс, давали советы, стараясь добиться того, чтобы сходство с актёром было идеальным. Удивительно, что Тугаринов, который никогда не видел Авилова при жизни , сотворил ЧУДО – все просто ахнули, увидев готовый памятник, ведь артист выглядел как живой! Возникает ассоциация с работой Веры Мухиной, изображающей сына Максима Горького, установленной на Новодевичьем кладбище. Увидев готовую скульптуру мать расплакалась и сказала: «Ты вернула мне сына!».Ходят слухи, что на Востряковское кладбище на могилу Авилова ходят необычные «паломники», которые верят в мистические свойства натуры актёра даже после его кончины!

Тугаринов имеет свою небольшую мастерскую во Владыкино, тем не менее, создание новых работ проблематично для скульптора. И дело тут в не в том, что ему не хватает творческих идей, с этим как раз всё в порядке, как и должно быть у настоящего художника, и их хватит на много лет вперед. Трудности состоят в том, что для приобретения бронзы нужны большие средства. Это стало настоящим бичом для скульпторов, когда правительственных заказов нет, а частные появляются только время от времени. Давайте пожелаем Дмитрию Никитичу здоровья и ещё много новых художественных работ!!!

Сайт Тугаринова: http://tugarin.narod.ru/tug-dn.html

http://www.youtube.com/watch?v=ldqGEYuzsmo

tufelki-moskva01

wet3egxcdscx