Константин Седов, юрист из Москвы


«Уже в 10 классе я обучал детей-сирот в Отрадном в Москве, в рамках организации «Детские и молодежные социальные инициативы». На 1-2 курсе занимался с детьми в качестве аниматора. Потом я активно сотрудничал с Обществом имени Настеньки Рогалевич (фонд по пересадке печени). Меня затронула история девочки Даши, она получила серьезное ранение во время разрыва пехотной мины в Абхазии, родители погибли. Девочка долгое время лежала в больнице в полубессознательном состоянии. Близких у девочки не осталось, она была одна. Этот случай меня до глубины души задел.

1

О поворотном моменте

Мне кажется, что к своему проекту «Больничные клоуны» я шел всю жизнь. Я всегда работал с детьми. Довелось поработать и няней в детском садике, и вожатым в пионерских лагерях. Я хотел всегда помогать людям. С такими мыслями я поступил на юридический факультет Высшей школы экономики. В юриспруденции быстро разочаровался. Потом произошли события, которые стали поворотным моментом в моей жизни. Однажды я чуть не задохнулся из-за угарного газа во время возгорания. Через два года мой друг Максим и его девушка Маша трагически погибли на пожаре... Я долго переживал это событие, постепенно пришел к Богу благодаря этим двум тяжелым ситуациям. Я понял, что я родился для чего-то другого, чем просто умереть в огне. Я осознал, в чем мое предназначение – это помощь другим. Юристом я так и не стал, выбрал более творческое направление деятельности, стал больничным клоуном. Кстати, родители у меня тоже творческие люди. Мама — режиссер, папа — детский писатель.

О больницах

В детстве я часто болел. В отличие от других детей, я никогда не боялся врачей, и больница мне не казалась каким-то печальным местом. В Высшей школе экономики у нас был театр. Я осваивал там тонкости актерского мастерства. В студии с нами занимались Ирина Сиротинская, Ольга Глушко, Нелли Уварова, Алексей Мухин, Сергей Пекалов — актеры мастерской Георгия Георгиевича Тараторкина, выпускники ВГИКа. Постепенно я стал пробовать свои силы, сначала в детском саду, где моя мама подрабатывала. Потом меня пригласили в Фонд помощи тяжело больным детям при Российской детской клинической больнице, и я около года проработал волонтером. Дальше была должность аниматора, результатом моей работы стало «рождение» школы клоунов.

2

О «Больничных клоунах»

Сейчас мы — автономная некоммерческая организация помощи детям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах. Мы помогаем в реабилитации детей, находящихся на стационарном лечении. Помогаем средствами клоунады, арт-терапии и игротерапии: не лекарствами, а путем создания позитивных эмоций. Наша работа помогает детям легче переносить лечение и реабилитацию. Как говорят медики, огромную роль в процессе выздоровления играют позитивные эмоции. 25-летний мировой опыт больничной клоунады доказал эффективность ее воздействия на психоэмоциональное состояние тяжелобольных людей. В качестве реабилитационной составляющий Больничных клоунов в штатное расписание больниц включили уже в Канаде, Франции, Израиле, США и Бразилии. Больничные клоуны в этих странах успешно работают вместе с медицинским персоналом. Наши основные направления работы — это тяжелобольные дети с онкологией. Второе направление — дети с психоневрологическими заболеваниями и дети-сироты. Еще мы принимаем участие в работе на крупных чрезвычайных ситуациях.

О составе

Больничные клоуны нашей организации — это профессиональные актеры, режиссеры и музыканты, а также, за редким исключением, люди других творческих профессий. Мы три месяца обучаем, устраиваем на стажировку и даем работу в больницах. Все наши клоуны получают зарплату. Потому что это тяжелейшая, регулярная работа: по три-четыре часа два раза в неделю на полной импровизации взаимодействовать с партнером и с ребенком. На сегодняшний момент наш коллектив насчитывает уже 50 человек, которые регулярно, 1-2 раза в неделю, посещают детишек в больницах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Ростова-на-Дону и Орла. Также мы проводим обучение Больничной Клоунаде инициативных групп из других регионов России и стран ближнего зарубежья. Мы проводим мастер-классы по больничной клоунаде для инициативных групп из 14-ти городов России, включая Сибирь и Дальний Восток, а также для коллег из городов Белоруссии, Украины и Киргизии.

Об историях

Историй много, и все они разные. У нас клоуны не выходят более двух раз в неделю. Чтобы не было выгорания. Не все выдерживают. Однажды у нас была ситуация — мальчику поставили протез. Представляете, какая это боль — «расхаживать» новый протез. Наш клоун помогал ему, говорил ему: «Ты сможешь, давай, соберись». И ребенок, через боль, через «не хочу», наконец-то, смог ходить. Или еще случай был. Две девочки не ходили три месяца, после тяжелого лечения были страшно истощены и апатичны. А врач сказал, что им обязательно нужно двигаться. И мы им сказали — а давайте танцевать! И малышки с радостью с нами принялись танцевать.

3

О помощи

В нашей стране живут очень добрые и отзывчивые люди. Так, на днях мы собрали за шесть дней более 860 000 рублей! На эти деньги мы хотим купить минивэн и сделать из него Клоуномобиль. На машине мы, наконец-то, сможем осуществлять регулярные выезды и гастроли по регионам России. Так, в марте мы планируем охватить запад Центрального федерального округа, потом восток, потом север и юг. Я благодарен всем, кто принимал участие в сборе средств. Клоуномобиль будет нам гримерской и даже сценой. Все благодаря вам. СПАСИБО. У нас есть свой сайт - http://www.medclown.ru. Кто хотел бы работать с нами или помогать, вся контактная информация указана на сайте.»