Дмитрий Курочкин из Москвы помогает детям с ограниченными возможностями

О центре

В настоящее время я работаю воспитателем в Центре социальной адаптации и профессиональной подготовки, где коллектив педагогов помогает молодым людям с тяжелыми психическими нарушениями освоить профессии в нескольких ремесленных мастерских: керамической, столярной, текстильной, полиграфической и цветоводческой. А еще в качестве волонтера-сопровождающего хожу в Центр лечебной педагогики и Психоневрологический интернат №16.

Если в двух словах попытаться рассказать, что такое Центр лечебной педагогики (ЦЛП), то это региональная благотворительная организация, которая одна из первых в России стала оказывать помощь детям, считавшимся необучаемыми. Два года назад, когда я еще учился в Московском городском педагогическом университете, я проходил здесь практику. Был сопровождающим в группе детей дошкольного возраста и в социальном проекте по воскресеньям «Передышка», когда родители оставляют детей на попечение волонтеров и педагогов и в течение нескольких часов могут заниматься своими делами. А в это время ребята поют, лепят, готовят обед, рисуют. После практики я остался. Волонтеры, чувствующие, что это их «место», задерживаются здесь надолго. Бывало, я приводил в центр своих друзей, но они уходили, кто-то по личным проблемам, кто-то не выдерживал психологические нагрузки.

sgC6oe1p_s4

О детях

У нас есть трехлетняя девочка Соня, с которой я познакомился год назад на Валдае, в летнем лагере «Лесная сказка», организованном ЦЛП. В течение десяти дней в Новгородскую область съезжаются здоровые и особые дети с родителями, а так же мы, волонтеры, и опытные педагоги. Вместе мы отдыхаем, гуляем на свежем воздухе, играем, поем. Именно с того момента я и подружился с Соней. Сейчас у нее только мама – преподаватель иностранных языков. Девочка удивительная и, несмотря на свою серьезную болезнь – ДЦП, она очень активный и улыбчивый ребенок. Мне кажется, все педагоги и волонтеры тайно влюблены в ее звонкий голос, красивые глаза и задорные кудряшки. Мы часто проводим время вместе и порой даже забываешь, что Сонечка больна, бывает она себя ведет как абсолютно взрослый человек и рассуждает на серьезные темы. Но не у всех детей все получается и сразу им дается. Недавно я познакомился с мальчиком Колей, ему где-то четыре или пять лет и попал он к нам из интерната. Насколько я знаю, там было очень много ребят и, как это обычно бывает, мало воспитателей, поэтому почти все время он проводил в кроватке и мало двигался. Сейчас Коля живет в Софийском детском доме при Центре лечебной педагогики, где с мальчиками и девочками занимаются более активно. Поначалу Коля смотрел на все с удивлением, потому что никогда не видел игрушек или музыкальных инструментов, но постепенно он привыкает и с удовольствием уже занимается на уроках физкультуры. У нас детки разные и ко всем нужен особый подход.

В центре реализуются программы для помощи детям с различными нарушениями – от логопедических проблем и трудностей школьной адаптации до глубокой умственной отсталости, аутизма, органических поражений мозга, шизофрении, эпилепсии, генетических синдромов и множественных нарушений развития. В основном у нас ребята от четырех до десяти лет. Основные формы работы с детьми: от индивидуальных занятий с педагогом до занятий в мини-группе. Во время занятий с детьми параллельно проводятся занятия с родителями: оказывается психологическая, информационная, юридическая помощь, обсуждаются вопросы обучения и воспитания детей, проблемы детско-родительских отношений. Что касается меня, то я выполняю функции сопровождения и поддержки в группе детей-дошкольников на музыкальных и игровых занятиях, физкультуре, лото, керамике, занятиях по социально-бытовой адаптации и подростков в рамках проекта «Передышка». Первое время я привыкал к нестандартному поведению детей: от резко эмоциональной подвижности до полной отрешенности. Благо на помощь приходили опытные педагоги Центра: например, благодаря им я усвоил, что необходимо всегда проговаривать все действия, совершаемые по отношению к ребенку, даже если он не отвечает на твои вопросы и никак не реагирует в силу своих особенностей.

tdeutT_ii6Y

О волонтерстве

По натуре я немного замкнутый человек, многое держу в себе, часто размышляю о смысле жизни. Когда попал в ЦЛП, воспринял эту возможность как некий путь познания себя другого, возможность обретения друзей и единомышленников, поиск «своего будущего». В центре я уже два года. Помню, поначалу мой отец высказывал недоумение по поводу моей деятельности, говорил, что я напрасно трачу время на «инвалидов», но сейчас, спустя время, после вечерних разговоров он поменял свое отношение к моей волонтерской миссии. Я его понимаю и нисколько не держу обиды, ведь в мое детство и юность, которые пришлись на «лихие 90-е», отцу с высшим экономическим образованием довелось перепробовать множество профессий – от продавца в электричке до начальника охраны, поэтому он знает, что такое зарабатывать для своей семьи, но не знал, что такое «помочь чужому».

В детстве основные мои увлечения были связаны с провождением свободного времени на улице со всеми вытекающими отсюда последствиями; при этом я оставался домашним ребенком из-за тесной связи с матерью, благодаря которой в зрелом возрасте пришел к заповеди «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», что и послужило одним из поводов стать волонтером, стать частью целой армии социальных помощников».