Алексей Никитин, активист движения «Альтернатива», Москва


«Недавно мы освободили в Дагестане уроженца Ставропольского края Александра К. Операция по его освобождению началась еще в 2015 году. Сестра пропавшего обратилась за помощью на горячую линию движения «Альтернатива», сообщила, что ее брат Александр вышел на связь после двухгодичного молчания. Сказал, что телефон чужой и связи, скорее всего, больше не будет. Передал, что находится в Дагестане на какой-то частной ферме и самостоятельно выбраться не может. При этом успел сообщить фамилию и имя хозяина, и марку машины с госномером. Как потом выяснилось, марку машины он перепутал, да и номера машины не полностью передал, только цифры. Одним словом, все, что мы знали – это примерный район республики, цифры госномера машины и имя хозяина. 31 декабря мы смогли дозвониться до Александра, но и тогда он не смог толком ответить, где он находится. С этими данными наши активисты отправились в Тарумовский район, село Тарумовка (примерное место, куда указывал Александр). По приезду я сразу обратился за помощью к участковому. По приметам нашли похожего человека, но это оказался не он. Выйти на след Александра удалось благодаря данным ГИБДД. Мы нашли владельца машины по выписанному ранее штрафу. Поехал в Кизляр, потом при содействии местных сотрудников полиции нам удалось освободить Александра. Владельцы фермы даже заплатили ему 100 тысяч рублей честно заработанных денег. Сейчас он находится дома в Ставропольском крае.

А вот другая история, тоже недавняя. Мы спасли человека из трудового рабства. В 1999 году Петр Никитин уехал из Луганской области на заработки в Россию, попал в Дагестан на кирпичный завод, убежал оттуда, потом много лет скитался по разным кошарам и фермам, за работу платили едой, поэтому уехать не мог. Зимой прошлого года он смог выйти на связь с сестрой. Их общий знакомый, махачкалинский доктор Гаджи Омариев забрал его с кошары в Бабаюртовском районе. Но через некоторое время Петр ушел от него, чтобы самостоятельно попробовать заработать денег на дорогу домой, потому что теперь у него на руках были документы, их забрали у последнего хозяина – советский паспорт с украинским штампом и военник. Но заработать все равно не получалось, и он фактически бомжевал в Махачкале, пока не оказался с обморожением в больнице, где его и обнаружил наш координатор Закир Исмаилов. Вернее даже не обнаружил, он так-то специально по больницам никого не ищет. Просто все его друзья и коллеги знают, чем занимается Закир, и обо всех таких случаях сразу сообщают ему. Без нормальных документов было сложно везти Петра домой в Воронеж к сестре. Дважды нас останавливали, но все обошлось. Сейчас он в безопасности.

Об участниках

Активистов нашего движения около десяти человек. Финансируется оно за счет собственных средств. Мы все очень разные по своим политическим и жизненным взглядам, но ради благих целей умеем переступать через теоретические противоречия, что нас объединяет. Средний возраст активистов «Альтернативы» – 25-30 лет, профессии самые разные. Руководитель «Альтернативы» Олег Мельников занимается бизнесом, я – человек свободных заработков, наш постоянный координатор в Дагестане Закир Исмаилов работает в пресс-службе республиканской больницы, бывший журналист. Есть действующий журналист, есть владелец собственного фотоателье. Кто-то живет в Москве, кто-то – в Питере, Махачкале, Астрахани. А если нам нужна чья-то помощь в других городах, то обычно не составляет большой проблемы найти местных волонтеров.

Об истории создания

В 2012 году Олег Мельников узнал от своих знакомых, что их родственник попал на кирпичный завод в Дагестане и теперь просит ему помочь. Он с друзьями поехали в Дагестан и вернул оттуда несколько человек. Тогда Олег впервые столкнулся с проблемой трудового рабства в нашей стране и понял, что этим вообще никто не занимается, и никто об этом не рассказывает в СМИ. До того была только история с солдатом, которого посадили в тюрьму за дезертирство, хотя тот уверял, что провел все это время на дагестанских кирпичных заводах.

После возвращения в Москву Олег предложил мне и еще нескольким своим друзьям участвовать в постоянном проекте по борьбе с рабством. Так что с 2012 года «Альтернатива» занялась борьбой с трудовым рабством, и главной вехой в этом переходе, конечно же, стала наша по сей день самая знаменитая история с освобождением рабов в магазине «Продукты» на Новосибирской улице в Москве.

О направлениях

Наше основное направление работы – это борьба с трудовым рабством. Под трудовым рабством мы понимаем такую специфическую форму трудовой эксплуатации человека, когда его обманным путем, обещая зарплату и нормальные условия труда, заманивают на объект, а потом всяческими способами ставят в зависимое положение. Отнимают зарплату, документы, подвергают физическому и психологическому воздействию. Наша основная сфера деятельности – кирпичные заводы Дагестана, оттуда мы вывозим людей постоянно. Но трудовое рабство так или иначе существует во многих местах нашей страны. Мы освобождали людей со строек Нового Уренгоя, из личных подсобных хозяйств Волгоградской области и Калмыкии, однажды даже вывезли женщину из Северного Кипра.

В России мы единственные, кто занимается проблемой трудового рабства, фактически замещая прямые обязанности правоохранительных органов. К сожалению, сейчас мы оказываем точечную помощь людям, а хотелось бы достигнуть фундаментальных результатов по искоренению трудового рабства.

На данный момент в Уголовном кодексе нет четкого определения трудового рабства. Фактически правоохранители считают рабством лишь такую ситуацию, когда человек безвылазно сидит в яме на цепи, и только. Следовательно, практически невозможно привлечь к ответственности людей, эксплуатирующих трудовых рабов. На данный момент нет ни одного актуального уголовного дела, сколько бы освобожденные нами люди не писали заявлений в полицию. В этой ситуации очень трудно что-то доказать, поэтому законодательное регулирование в сфере неформальной занятости, когда работник и работодатель исключительно устно договариваются об условиях труда, абсолютно необходимо.

О «попрошайках»

Другая форма трудового рабства – это принуждение к попрошайничеству, здесь наши успехи намного скромнее, потому что среди попрошаек очень редко находятся люди, которые способны проявить хоть какую-то волю и попросить о помощи.

Летом этого года в Мосгордуме появилась идея штрафовать людей, которые подают милостыню. Да, идея трудноисполнимая, коррупционноемкая. Но само наличие такого закона (особенно при грамотном пиаре) могло бы значительно сократить количество людей, желающих за бездумно брошенную монетку удовлетворить свою совесть. А ведь именно это является основой всего криминала в сфере попрошайничества. Мы считаем, что необходимо усовершенствовать ст.151 УК РФ о вовлечении несовершеннолетних в попрошайничество, потому что количество лиц, осужденных за подобного рода преступления, увы, стремится к нулю. Но принять правильные законы – мало, главное, чтобы они исполнялись.

О планах

Мы хотим расширить пропаганду. По трудовому рабству мы везде, где только можем, призываем людей ответственно выбирать место работы, не верить первым встречным, не выпивать с ними, не соглашаться на работу без договора, постоянно держать связь с родственниками. По попрошайничеству мы пропагандируем всеми способами одну простую мысль: не подавать никому наличные деньги. Везде, где крутится неучтенная наличность, будет криминал. Многие, увы, до сих пор об этом не задумываются! Но сейчас ведь не XIX век, нет массовой нищеты, выталкивающей людей на паперть. Хорошо ли, плохо ли, но в стране работают множество социальных служб, и уж едой-то и одеждой человека обеспечить можно всегда. То есть любому (я подчеркиваю это – абсолютно любому) попрошайке всегда можно помочь альтернативными подаянию способами: отвести человека в службу социальной помощи, дать адрес благотворительного фонда. Бросить монетку, конечно же, самое быстрое и простое. И этот миф, переходящий в дурную привычку, к сожалению, пока сильнее. Поэтому так важно рассказывать и отучать людей бездумно подавать милостыню. И так считаю не только я, но и все освобожденные нами люди, которых принуждали попрошайничать.»

10