Клуб «Мастерская»

Можно выпить чего-либо проще или  крепче, и уже среди музыки, в зале для живых концертов. Небольшое пространство этого зала делает посетителей ближе к музыкантам, стирает границы, не стесняет выплеск эмоций…Разве не удобно слушать любимую музыку, находясь на одной волне с исполнителями, покачиваясь  с ними в такт, и даже пустившись в резвый пляс?! Но такую домашнюю обстановку, где порой больше кушают, чем слушают, можно встретить довольно часто. И публика для таких заведений теперь подбирается все более узнаваемая – творческая молодежь, студенты с распахнутыми горящими глазами, а также люди постарше, годов из 70-х.

Но есть в «Мастерской» один уголок, куда я советую заглянуть, чтобы испытать совсем новые ощущения. Это театральный зал.

В нем проходят спектакли, творческие встречи, поэтические и музыкальные вечера. Здесь своих зрителей порой впервые обретают молодые артисты.  Маленький затемненный зал вмещает  несколько рядов дощатых лавок и крошечную сцену, на которой ютится рояль. О нем стоит сказать отдельно. Бывает, что старинный инструмент реставрируют, полируют, украшают недостающими канделябрами, и после этого его богатый звук, дополненный визуальным великолепием, еще более восхищает благодарного слушателя. Но бывает и так: отличный рояль известной марки, пусть даже не очень старый, с помощью искусных дизайнеров поскребут, состарят до неузнаваемости, уберут вовсе весь глянец, оставив только черный неприметный силуэт и волшебный звук. Ради него-то слушатель и садится рядом. Темный зал никак не помешает чуткой душе уловить потоки настоящего искусства, исходящего из этого потёртого инструмента. Настоящая красота кроется внутри, как в первых христианских храмах, которые снаружи были весьма неприметными и грубоватыми. Собственно, этот прием символизировал душу истинно верующего человека, у которого духовная красота скрыта под обычной телесной оболочкой.

Так же и «Мастерская» создает свои музыкальные шедевры.

Один из них – концерт молодого пианиста, выпускника Московской консерватории Вадима Холоденко. Скромно объявив программу ,  в которой звучали романтики Метнер и Рахманинов, а также собственные импровизации на темы произведений последнего, молодой человек так же скромно сел к своему единственному посреднику между душой и вселенной – этому вытертому роялю. Едва пальцы  музыканта коснулись клавиш -  исчезли и зал, и сцена и сам рояль. Полились волшебные звуки! Столь банальные сравнения можно было бы опустить, если бы не обнаружилось буквальное волшебство! До ушей доносились звуки арфы, гобоя, виолончели…

Ведь талантливый и чуткий пианист способен слышать музыку в своей душе такой, какой он ее себе представляет. И это проникает через его пальцы и клавиши- прямо в сердце слушателя. Вадим не просто исполняет фортепианную музыку. Он слышит ее оркестровое звучание, скорее всего, задуманное композитором. А далее - магически превращает техничные пассажи в трепетные или экспрессивные переборы арфы; низкие, насыщенные, маслянистые мелодии – в сгустки виолончельных украшений; чистые мотивы в верхних регистрах – в волнующие отзвуки гобоя, или звучание пастушьего рожка…

Как не хотелось открывать глаз, приземляться на грубую дощатую твердь!  Разве это не магия, которая без мастерства настоящего музыканта не стала бы столь доступной простой публике?!

Можно сколь угодно обуздывать концертные рояли на крупных сценах мировых столиц, томно раскачиваясь на табурете, воздевая глаза и артистично взмахивая кистями, но не дать нам услышать сердце музыканта и самой музыки…

А можно просто знать и чувствовать музыку  всеми струнами своей души и завладеть обычной сценой, неприглядным роялем, даже в полной темноте, и протянуть такие нити от композитора – к слушателю, ко вселенной, что их не разорвать никакими земными силами!

Вся прелесть волшебства в том, что магами становятся лишь единицы, путем кропотливого труда, умноженного на неисчерпаемую глубину и тонкость духовной их организации. Именно поэтому мы можем, удивившись, заметить их сияние на фоне обширной посредственности и обыденности.

И не стоит плодить такие вот «Мастерские» -  настоящих мастеров не должно быть много!

Автор статьи - kathylebedeva

Фото взяты с сайта клуба "Мастерская"