Усадьба Останкино


Сотрудники музея эту усадьбу берегут, как настоящую драгоценность. Попасть туда с экскурсией можно только в летний период, и только в те дни, когда нет дождя. В остальное время усадьбу «консервируют»: из-за того, что дерево уже очень старое, дворец нельзя протапливать.

Пока в Москве «правил» Лужков, были выделены деньги на реставрацию, но со сменой власти сменился и подход, и «живые» деньги были заменены на «план глобальной реконструкции». Чтобы не было сомнений в благих начинаниях, дворец «одели» в железные «леса» и затянули зеленой сеткой. В таком состоянии дом находится уже 3 года, и все это время металлические опоры давят на деревянные!!! стены. Дом не может даже «вздохнуть» и от этого разрушается еще быстрее.

Сколько он еще «протянет» - одному Богу известно! Поэтому настоятельно рекомендую вам поторопиться и посетить его с экскурсией в уже ближайшие выходные (если, конечно, дождя не будет). В любом случае, лучше перед выездом позвонить и узнать, открыта ли усадьба. 

Сборные экскурсии проводят каждый час. Стоимость – 350 рублей, фотосъемка еще 100. Продолжительность - полтора часа. К сожалению, закрыты для посещения Египетский павильон и второй этаж. Но и кроме этого, во дворце есть, чем полюбоваться. Обзор начинается с флигеля, в котором вы увидите мебель, всегда находящуюся во дворце, и портрет хозяина усадьбы – Николая Петровича Шереметева. Рядом с ним портрет его возлюбленной Прасковьи Жемчуговой.

Историю строительства дворца, а также трогательную и трагическую историю любви, я рассказывать здесь не буду. Обо всем этом написано много и гораздо лучше. Я только еще раз напомню, что этот дворец строился как увеселительный, исключительно для приемов и ради театра. Строительство его началось в середине 18 века, когда в «дворцовой моде» были различные обманки. Именно поэтому в Итальянском павильоне колонны всего лишь крашены в цвет мрамора. Полированные колонны галереи только выглядят каменными, на самом деле они сделаны из штука – смеси гипса и мраморной крошки. Основа деревянная.

Дальше следует Гравюрная комната, над которой на втором этаже располагается Картинная. Во дворце было очень много живописи, основную часть которой вывезли французы в 1812 году. Но до Франции эта коллекция не доехала. Видимо, надо искать где-то в деревнях вдоль Старой Смоленской дороги. Еще раньше после Гравюрной можно было увидеть Египетский павильон, а сейчас он закрыт на реконструкцию. Но во время нашего первого посещения усадьбы в 2009 году мы успели его сфотографировать, хоть и не очень детально.

Театр – это главное помещение во дворце. Ради вечерних представлений все и затевалось. Граф Николай Петрович очень любил театр, отдавал ему много времени и сил. Взамен театр «подарил» ему Прасковью Жемчугову.

Все технические новшества были собраны в этом театре, многие из них разрабатывались специально для него. Здесь были машина – гром и машина – дождь; колонны сдвигались к стенам, образуя пространство для бальных танцев; партер был ниже сцены на полтора метра и после представления он поднимался или застилался полом, чтобы пространство зала было единым; слуховые окна создавали уникальную акустику, которую музыканты ценят до сих пор. В 2009 году еще можно было ходить по сцене, чтобы разглядеть красивейший потолок и «самоходную» колесницу. Сейчас уже нельзя.

Экскурсия продолжается дальше по саду, но стоит также не забыть заглянуть в Троицкую церковь, которая является частью останкинского ансамбля.

На садовом фасаде дома можно попытаться разглядеть под зеленой сеткой сложносоставной герб рода Шереметевых. Как принято, на нем есть надпись - «Бог сохраняет все». Бог хранил эту усадьбу на протяжении многих десятилетий: во время Отечественной войны 1812 года, когда французы только разграбили усадьбу, не причинив вреда самому зданию; в первые годы Советской власти, когда дворцы горели по всей стране; во время Великой Отечественной войны, когда снаряды взрывались рядом и не попадали в дом; во время массового перестроечного передела и захвата всего. Сейчас, видимо, вся надежда тоже только на Него!

Автор статьи и фотографий: alexmos_2011