Памятник космонавту Владиславу Николаевичу Волкову


 

Памятник В.Н. Волкову представляет собой - бюст в виде головы космонавта, установленной на цилиндрический постамент, сзади которого расположена дуга показывающая как бы часть орбиты, на торце которой выполнена памятная надпись: «летчику космонавту СССР Волкову Владиславу Николаевичу», а ниже орден Ленина и две звезды героя Советского Союза. Памятник установлен на большой гранитной площадке, расположенной в сквере.

Памятник выполнен скульптором Георгием Моисеевичем Тоидзе по проекту архитекторов Бориса Ивановича Тхора и И.М. Студеникина.

Для расследования причин катастрофы при которой погиб Владислав Николаевич Волков была создана Правительственная комиссия под председательством академика Мстислава Келдыша.

Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений «Мир» показал, что с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в СА стало резко снижаться, и в течение 115 секунд упало до 50 мм рт. ст. Темп снижения давления соответствовал открытому вентиляционному клапану. Комиссия пришла к однозначному выводу: при разделении отсеков преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан. В результате спускаемый аппарат разгерметизировался, и это привело к гибели космонавтов.

Положение тел членов экипажа свидетельствовало о том, что они пытались ликвидировать утечку, однако в тумане, который заполнил кабину после разгерметизации, закрыли не тот клапан, и потеряли на этом время. Когда Георгий Добровольский (по другим данным, Виктор Пацаев) обнаружил истинную причину разгерметизации, ему уже не хватило времени устранить её.

Кроме того, расположение клапана и ручек управления было таким, что для работы с ними необходимо было покинуть кресло. На этот недостаток указывали лётчики-испытатели, для которых подобное недопустимо.

После катастрофы последовал 27-месячный перерыв в запусках кораблей «Союз» (следующий пилотируемый корабль «Союз-12» был запущен27 сентября 1973 года). За это время были пересмотрены многие концепции: изменилась компоновка органов управления корабля, став более эргономичной; операции подъёма-спуска стали проводить только в скафандрах, экипаж стал состоять из двух человек (частично место третьего члена экипажа заняла установка автономного обеспечения жизнедеятельности лёгких скафандров, в составе которой заметный объём занимали баллоны с запасом сжатого кислорода).

 

 

 

Автор статьи и фотографий: Ирина Ткачук.