Корабль. Путешествие сквозь время и образ

Образ или сакральный смысл Корабля, Ковчега, Лодки, Парусника неразрывно связаны со всеми эпохами и стилями изобразительного искусства. Для Российской академии художеств эта тема в искусстве особенно интересна - Российский Флот и Императорская академия художеств были созданы Петром Ι. Экспозиция символически открывается картиной академика Льва Лагорио "Вид на Академию художеств с Невы" (1880, НИМ РАХ, СПБ) - корабль, как метафора бесконечного путешествия и поисков в континууме искусства.

Экспозиция объединяет площади музейно-выставочного комплекса в символический "Корабль". Все пространства, включая постоянную экспозицию, задействованы в проекте - каждый зал станет одним из этапов Путешествия, раскрывающим грани метафоричности этого образа.

Корабль - центральный смысловой узел человеческих культур. Человек таков, каковы его корабли. Его стремления, его подсознательные драйвы, его идеологические завихрения материализуются в кораблях.

Корабль знаменует собою мечту, которая, быть может, однажды приблизится к сонному приморскому городу, осененная алыми парусами. Уже сил нет надеяться, а не надеяться тоже нельзя.

Корабль обозначает саму жизнь. Она движется к далекой и вряд ли понятной цели над темными безднами инобытия, под вечными звездами. И корабль идет. Именно идет, слышите. La nave va. (А. Якимович)

"Корабль" как наполненная смыслами система - идея вневременная и адекватная любому историческому и художественному периоду, известному человечеству. Строение экспозиции основывается на этом принципе - смешение и нарушение всех возможных временных и стилистических границ, традиционных для "академической выставки". В разных залах комплекса произведения искусства ХVΙΙΙ, XΙX, XX веков и нашего времени объединятся для рассказа о историях, связанных с водой и кораблем - о путешествии, о легенде, о трагедии, опасности и спасении, о героях и романтике мореплавания и далеких горизонтах. Различие стилистического языка и формальных приемов, свойственных искусству того или иного времени, для работ находящихся в едином пространстве и объединенных лишь тонким намеком на общность темы или ситуации, не только не мешает визуальному восприятию конкретного произведения, а подчас открывает, "вытягивает на поверхность" скрытые смыслы и культурологические пласты художественного произведения, порождает едва уловимые ассоциации и исторические диалоги.

Известные выражения - Navigare necesse est vivere non est necesse (Жить не обязательно, плавать по морю - необходимо) и Vita brévis, ars lónga (Жизнь коротка, искусство - вечно) - лейтмотив проекта "Корабль. Путешествие сквозь образ и время", объединившего произведения знаменитых и неизвестных художников - иконопись, живопись, графику, скульптуру, объекты, видео, архитектурную графику, модели, фотографию. В экспозиции - около 150 работ, среди которых произведения Ивана Айвазовского и Леонида Тишкова, Олега Вуколова и Франциско Инфанте/Нонны Горюновой, Юлия Клевера и Льва Кербеля, Алексея Маркова и Зураба Церетели, Ипполита Монигетти и Юрия Аввакумова, Алексея Зубова и Константина Батынкова, Александра Быстрова и Неизвестного художника ХУШ века, Владимира Корбакова и Гюстава Ле Грэ, Александра Пономарева и Освальда Уолтерса Брайерли, Андрея Сигсона и Константина Худякова, Дмитрия Белюкина и Константина Круговихина, Василия Нестеренко и Светланы Конеген, Александра Литовченко и Захара Коловского, Александра Рукавишникова и Льва Лагорио, Федора Конюхова и Альберта Додда, Алексея Боголюбова и Владимира Цигаля, Тома де Томона и Ивана Чуйкова, и многих других.

Выставка продлится до 29 марта

Где: Галерея искусств Зураба Церетели, Пречистенка ул., 19 Тел.: 8(495)637-2569; 637-4771; 637-5840

http://www.rah.ru/

akademicheskaya_programma_19.725x480albatros_mys_gorn_19_v.725x480aleksandr_bystrov_osnovanie.725x480dmitriy_belyukin_belaya.725x480ivanova_am_nakhimovtsy.725x480monigetti_yakhta_derzhava.725x480