"Фотобиеннале-2016" 2016 стартовала в столице


Снимки XIX века, работы, созданные величайшими художниками современности и даже импрессионистские кадры от первого фотографа-обезьяны - в Москве стартовал фестиваль "Фотобиеннале", который продлится более полугода.

В программе - более сорока выставок, лекции, мастер-классы и встречи с известными фотографами, режиссерами и искусствоведами. Одно из громких открытий первых экспозиций — культовый календарь "Пирелли", который вновь удивил своих поклонников.

Снимать для календарей в среде фотохудожников не принято. Но когда речь заходит о календаре "Пирелли"... Каждый год самые знаменитые фотографы мира снимают самых знаменитых моделей, актрис, спортсменок... обнаженными. Календарь-2016, напротив, максимально "одет", ведь это - 13 портретов выдающихся женщин нашего времени.

"Этот календарь совершенно другой, это полностью иная концепция. "Пирелли" дал нам свободу", - говорит фотограф Анни Лейбовиц.

Над календарем работала тоже великая женщина - фотограф Анни Лейбовиц. Это ее камера когда-то сняла Джона Леннона и Йоко Оно для "Rolling Stone" и беременную Деми Мур на обложку "Vanity Fair". Пришедшие на открытие фотобиеннале в Москве увидели не просто студийные съемки, а сильные образы представительниц слабого пола: мощь теннисистки Серены Уильямс отсылает к древнегреческим героям; и кто не разглядит хулиганку в художнице Йоко Оно? А топ-модель и директор фонда помощи детям Наталья Водянова - рафаэлевская Мадонна с младенцем на руках.

"Посмотрите, она стоит на маленьком подиуме, сколоченном, мы даже видим гвоздики, которыми он сколочен. А она для нас визуально парит. И вот это как раз фантастическое гениальное искусство фотографа художника Анни Лейбовиц", - говорит директор МАММ Ольга Свиблова.

Открытие Фотобиеннале - это сразу семь выставок под одной крышей. Снимки, сделанные и полтора века назад, и буквально на днях: у каждого - свой зритель. Люди очень по-разному смотрят фотографии. Кто-то "ловит" один снимок за другим буквально на бегу, а кто-то останавливается у определенного кадра и начинает его рассматривать как, например, фото собора Святого Петра в Ватикане. Если отойти подальше, то запечатленные на снимке ряды стульев создают интересную перспективу, зритель словно оказывается на площади. На выставку попадают самые необычные снимки.

Серию фотографий сделала... обезьяна. Первый фотохудожник от приматов - Микки. Он вовсе не спускался с дерева, а родился в интеллигентной семье - родители-шимпанзе были из института Павлова. Художник Виталий Комар разглядел в нем талант и попытался объяснить связь между нажатием кнопки и появлением снимка. Получилось, но Микки всё делал по-своему.

"Это было в соавторстве. Я наводил ему резкость часто, и он всегда сбивал резкость то своим подбородком, то носом. И лучшие его фотографии, действительно, туманные, как импрессионистские виды Моне", - объясняет художник.

Щелканье затворов фотоаппаратов раздается на всех этажах. И только фотограф поймет фотографа - надо чуть присесть, чтобы поймать отражение. Фотограф Ян Белински сам из Швейцарии, он объездил весь мир в поисках интересных людей. Его серия из России пока небольшая, но в планах - покорить Сибирь и доехать до Тихого океана.

"Я лишь немного узнал Петербург и Москву. Но Россия такая большая! У нее восемь часовых поясов. Мечтаю пересечь вашу страну и провести время на Камчатке", - говорит он.

Порой не столь важно, кем сделан снимок, шимпанзе, величайшим фотографом современности или художником из XIX века. Главное, остановился зритель перед ним или нет.

Смотрите оригинал материала на http://www.1tv.ru/news/culture/301778