К пользе и славе России

Она объединяет более ста произведений, созданных самими офицерами и генералами, служившими в рядах русской армии в XIX - начале ХХ веков, очевидцами и участниками важнейших событий.

XIX столетие - золотой век русской культуры и одновременно период расцвета русского офицерства. В это время армия обретает особый статус, а система военного образования выходит на новый уровень. Офицеры становятся элитой общества, которое видит в них не только защитников Отечества, но и хранителей духовных основ государства.

Но офицерская среда рождает не только выдающихся полководцев, как этого требует насыщенная военными событиями жизнь, но и ярких деятелей культуры: художников, поэтов, композиторов. Ни одно сословие не дало изобразительному искусству столько выдающихся имен, сколько офицерство.

Большинство художников и скульпторов - офицеров русской армии совмещают военную карьеру и художественную деятельность, одновременно достигая побед на полях сражений и высоких званий в Императорской академии художеств.

Значительная часть экспонатов выставки предоставлена московскими коллекционерами Алексеем Егоровым и Константином Журомским, которые уже много лет изучают творчество и собирают работы русских художников-офицеров.

- Отрадно видеть профессиональный подход в пристальном изучении коллекционерами темы: привлечение многочисленных архивных источников, использование материалов газетных и журнальных публикаций, научных монографий, - говорит директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин. - Благодаря такому подходу в научный оборот и выставочные залы возвращаются незаслуженно забытые имена мастеров русской живописи, графики, скульптуры, а также неизвестные доныне работы знаменитых художников.

Левыкин также отметил кропотливое и подробное составление описаний коллекционных экспонатов, что особенно ценно в музейной работе по атрибуции предметов.

Коллекция Алексея Егорова представлена на выставке целым рядом уникальных экспонатов. Прежде всего это эскизы подносных полковых подарков, выполненных полковником императорской гвардии, академиком Императорской академии художеств Николаем Либерихом. В офицерской среде было принято в особых случаях презентовать произведения из серебра и бронзы, выполненные на заказ в единственном экземпляре. Либерих был основателем жанра подносного полкового подарка и имел множество учеников и последователей.

Из других работ можно отметить эскиз-акварель подпоручика артиллерии Петра Бабаева для масштабного полотна "Подвиг гренадера Лейб-гвардии Финляндского полка Леонтия Коренного в битве под Лейпцигом в 1813 году", которое сейчас хранится в Русском музее, а также жанровую работу“Утро кавалеристов” полковника лейб-гвардии Егерского полка Наркиза Бунина 1892 года.

Константин Журомский представил тонкую изящную акварель генерал-майора Свиты Николая I Льва Киля "Обер-офицер Собственного Его Императорского Величества конвоя" 1837 года и подборку бронзовых миниатюр штабс-капитана Александра Редькина, изображающих солдат лейб-гвардии Павловского полка, в котором служил скульптор. Интересна и коллекция акварелей, принадлежащих кисти флигель-адъютанта Николая II, Георгиевского кавалера, генерал-лейтенанта Павла Шипова, расстрелянного большевиками.

Исторический музей добавил в экспозицию редко выставляемую и никогда ранее не публиковавшуюся в каталогах полную коллекцию литейных форм выпускника Морского кадетского корпуса Федора Толстого для знаменитой серии медальонов в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года.

Нельзя не отметить и посмертную маску императора Николая I, выполненную бывшим подпоручиком артиллерии, знаменитым русским скульптором бароном Петром Клодтом - тем самым автором скульптур с лошадьми на Аничковом мосту, про которого самодержец сказал: "Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец".

Выставка будет проходить с 1 октября по 28 ноября в зале N 36 Исторического музея.

Из досье "РГ"

П. Бабаев. Подвиг гренадера Лейб-гвардии Финляндского полка Леонтия Коренного в битве под Лейпцигом в 1813 г. Фото: Из фондов Исторического музея.

Главный герой этой картины - гренадер 3-й гренадерской роты лейб-гвардии Финляндского полка Леонтий Коренной. В 1812 г. за проявленную храбрость в битве при Бородине он был награжден знаком отличия Военного ордена Св. Георгия. Подвиг, послуживший сюжетом для картины Бабаева, был совершен Коренным год спустя - в сражении под Лейпцигом. В один из моментов боя группа офицеров и солдат была окружена превосходящими силами французов. Коренной с несколькими гренадерами приняли решение дать возможность командиру и раненым офицерам отступить и тем самым сохранить их жизни, а сами продолжали бой. Силы были не равны, все товарищи Коренного погибли. Сражаясь в одиночестве, гренадер получил 18 ран и был захвачен неприятелем. Наполеон, узнав о подвиге русского, встретился с ним, после чего издал приказ, в котором ставил Коренного в пример своим солдатам, называя его героем, образцом для французских солдат. После того как гренадер поправился, он по личному приказу Наполеона был отпущен на родину. В родном полку Коренной был произведен в подпрапорщики и стал знаменосцем. Ему также была пожалована особая серебряная медаль на шею с надписью "За любовь к Отечеству". Позже храбрость Коренного была запечатлена на револьверах (в виде позолоченного украшения), которые вручались офицерам, отличившимся в годы Крымской войны при обороне Севастополя. Его подвиг считается одним из самых ярких и легендарных в истории русского оружия.

 

Источник:  MosDay