Поселок художников "Сокол": город-сад в Москве

И, тем не менее, это так – деревянные домики, заборы, много зелени летом или золотой листвы в осеннюю пору, а еще атмосфера провинциальной "деревеньки" прямо посреди ритма большого города.

 

И если вы задаетесь вопросом "Что же это за место?", я с удовольствием отвечу – Поселок художников "Сокол" и сегодня мы погрузимся в его увлекательную историю и узнаем, каким образом это чудо сохранилось до наших дней.

Если все готовы, тогда начинаем!

 
Поселок художников "Сокол", улица Сурикова (Яндекс картинки)
 
Поселок художников "Сокол", улица Сурикова (Яндекс картинки)

 

. . .

Найти это место несложно, поселок располагается недалеко от станции м.Сокол, занимая целый квартал в районе пересечения ул.Алабяна и Волоколамского шоссе. Всего 10-15 минут от метро - и вы на месте.

Общая площадь поселка составляет 21 га.

Поселок ограничен улицами Алабяна, Врубеля, Левитана и Малым Песчаным переулком.

. . .

Если вникнуть в суть, то "Сокол" или "Поселок художников", "деревня художников" является первым в Москве кооперативным жилым поселком, датой его основания считается 1923г.

Предыстория такова: в 1921г. В.Ленин подписал декрет о "кооперативном жилищном строительстве", согласно которому кооперативным объединениям и отдельным гражданам предоставлялось право застройки участков города. В то время в Москве строилось много промышленных объектов и в столицу прибывало очень много рабочих, обеспечить которых жильем государство не могло из-за нехватки средств. Благодаря декрету все, кто располагал средствами, мог построить жилье самостоятельно.

Примечателен тот факт, что в начале XX века была очень популярна концепция "города-сада", основателем которой считается британец Э.Говард. Согласно этой концепции, создаются небольшие поселения, сочетающие в себе лучшие свойства города и деревни, невысокие дома с приусадебными участками, озеленение, способное перенести ближе к природе и снизить давление многоэтажных городских домов на человека.

 

Поселок художников "Сокол" (Яндекс картинки)

 

 

Первый проект подобного города-сада появился еще в 1903г. и его размещение предполагалось в районе Ходынского поля, однако этому помешали события 1914-1917гг.

Согласно градостроительным планам 1920-х гг. "Новая Москва А.Щусева и "Большая Москва" С.Шестакова пригороды и окраины Москвы предполагалось застроить поселками, состоящими из невысоких домиков, имеющих собственные библиотеки, клубы, детские сады, спортивные и детские игровые площадки, т.е. использовать идею "города-сада".

В.Маяковский отмечал: "Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть".

 

Жилищно-строительное кооперативное объединение "Сокол" появилось в марте 1923г., а уже в апреле состоялось первое собрание. В кооператив входили художники, инженеры, ученые, архитекторы, учителя, врачи, агрономы, а первым председателем стал В.Сахаров (председатель профсоюза "Всекохудожник").

Интересен тот факт, что право пользования землей предоставлялось на протяжении 35 лет без ограничений, однако, первоначальный взнос составлял 10,5 золотых червонцев за вступление, 30 - при выделении участка, 20 - при начале строительства, а полная стоимость готового дома, которая выплачивалась на протяжении нескольких лет, составляла уже 600 червонцев, такие суммы были по карману далеко не всем. Экскурсоводы говорят, что эта сумма эквивалентна 4,5 кг золота.

 

 

Поселок художников "Сокол" (Яндекс картинки)

 

 

 

Название "Сокол" имеет несколько вариантов возникновения:

Однако затем планы изменились, земля не понравилась застройщикам и под кооператив выделили участок на северо-западной окраине Москвы недалеко от села Всехсвятского, но название так и сохранилось, правда, в сокращенном варианте.

Так поселок Сокол дал название всему району, а в дальнейшем и станции метро.

 
Поселок художников "Сокол" (Яндекс картинки)
 
Поселок художников "Сокол" (Яндекс картинки)

 

 

Любопытно, что село Всехсвятское было названо по Храму Всех Святых, который сохранился до наших дней.

Проектирование поселка осуществляли знаменитые архитекторы того времени: Н.Марковников, братья Веснины, И.Кондаков, А.Щусев, Н.Колли, Н.Дюрнбаум, А.Семилетов, кроме того, им помогали художники-графики В.Фаворский, Н.Купреянов, П.Павлинов, живописцы К.Истомин, П.Кончаловский и скульптор И.Ефимов.

Все дома поселка строились по индивидуальным проектам, а при планировке улиц применялись нестандартные пространственные решения, именно поэтому улицы здесь причудливо изгибаются, визуально удлиняются, а то и вовсе растворяются в зелени. Ни одна из улиц поселка не просматривается с одного конца в другой.

Согласно ген.плану, разработанному Марковниковым, улицы должны были пересекаться под прямыми углами, образуя одинаковые кварталы, но позднее, когда к работе над проектом присоединился В.Веснин, было принято решение о свободной планировке.

Большое значение уделялось восприятию окружающей среды, поэтому улицы проложены таким образом, чтобы зрительно расширить пространство.

 

Аллея на улице Сурикова (Яндекс картинки)

 

 

Например, самая широкая в поселке улица Поленова (40м), проходя через главную площадь, как будто "ломается" под углом в 45 градусов, что создает эффект ее "бесконечности".

Улица Сурикова поделена на 3 разные по ширине части, благодаря чему с одного конца она кажется очень длинной, а с другого - короткой. Фасады некоторых домов не имеют окон, чтобы не задерживать на себе взгляд.

Кроме того, в поселке отсутствует так называемая красная линия домов, все дома расположены в произвольном порядке, а угловые дома на перекрестках изогнутых улиц слегка повернуты боком, подчиняясь направлению движения.

 

Фасады домиков поселка, ул. Сурикова (Яндекс картинки)

 

 

Основные строительные работы завершились в начале 1930-х годов, было построено 114 домов со всеми удобствами, размер каждого участка составлял примерно 9 соток.

Изначально при постройке планировалось создавать 3 типа коттеджей - бревенчатыекаркасно-засыпные и кирпичные, но каждый из типов домов менялся не один раз, ведь кооператив стал своего рода базой для архитектурных поисков и экспериментов.

Интересен тот факт, что многие нововведения затем использовались в массовом строительстве. Так, например, дом №10 по ул. Верещагина, являлся экспонатом Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923г. При строительстве широко применяли не только новые материалы – торфофанеру, соломоблоки, фибролит и шлакоблоки, но и новые конструкции фундамента – бетонная чаша.

По проекту Колли один из домов построили из армянского туфа, чтобы проверить свойства материала, а затем его использовали при облицовке здания Центросоюза (на ул.Мясницкая).

Несколько домов возвели по образцу русских построек XVII – XVIIIвв., а по проекту братьев Весниных были построены рубленые деревянные избы в стиле вологодского деревянного зодчества.

А симметрично расположенные дома на ул.Поленова напоминают северные сторожевые башни (сибирские казачьи крепости).

 

"Сторожевая башня" работы архитекторов Весниных (Яндекс картинки)

 

 

Дома, расположенные на солнечной стороне, строили из бревен, а на тенистых участках возводили светлые кирпичные или оштукатуренные дома.

В процессе строительства и заселения поселка складывалась и его инфраструктура, были построены два продовольственных магазина, появилась своя школа, детский сад и больница, а прямое трамвайное сообщение соединяло его с центром города.

Стоит отметить, что в поселке сложилась очень комфортная среда обитания, здесь образовалась коммуна не по чьему-то предписанию, а сама собой. Жители не прятались за высокими заборами, а тесно общались между собой, дружили и занимались развитием поселка. Когда в 1927г. здесь открылся детский сад, в нем была всего одна воспитательница, а остальные обязанности делили между собой мамы.

Младшее поколение поселка почти с пеленок учили немецкому языку методом погружения, т.е. дети на прогулке разговаривали только по-немецки, и это принесло свои плоды, в дальнейшем все воспитанники выросли, прекрасно владея иностранным языком.

Помимо детского сада в поселке действовал кружок садоводов и цветоводов, авиамодельный и даже кружок птицеводов.

 
Вглядитесь в эти деревенские домики, красота (Яндекс картинки)
 
Вглядитесь в эти деревенские домики, красота (Яндекс картинки)

 

. . .

Отдельно стоит отметить и план озеленения территории поселка: внутри кварталов расположены скверы, парки, широкие зеленые посадки вдоль каждой улицы. Все растения высажены не хаотично, а в соответствии с продуманной концепцией. На каждой из улиц высаживали определенный вид деревьев – красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь, осина.

Казалось бы, может ли размер листьев влиять на пространство? Оказывается, да и при благоустройстве целой улицы эта деталь меняет визуальное восприятие. Так, например, в начале ул.Сурикова посажены крупнолистные осины, а в конце мелколистные.

Здесь было высажено и разведено около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.

Архитекторы продумали даже дизайн уличных фонарей и скамеек. Территорию поселка огораживает невысокий забор из штакетника.

 

Мостики и детская площадка (Яндекс картинки)

 

 

. . .

Изначально все улицы поселка носили свои названия по главным зданиям – Столовая, Вокзальная, Большая, Центральная, Телеграфная (Телефонная), Школьная, но однажды художник П.Павлинов предложил переименовать их в честь русских художников и композиторов. Тогда еще планировалось, что поселок вырастет и со временем поделится поровну между художниками и композиторами.

Так и появились эти названия улиц:

Брюллова – Столовая; Венецианова – самая короткая в Москве, 48м; Верещагина – Уютная; Врубеля – Центральная; Кипренского – Вокзальная; Крамского – появилась в составе поселка; Левитана – Парковая; Поленова – Большая; Саврасова – Чайковского (стоит отметить, что ул.Чайковского уже была в Москве, поэтому ее переименовали для устранения одноименности); Серова – появилась в составе поселка; Сурикова – Телефонная; Шишкина – Школьная.

Как мы видим из названий, «музыкальных» улиц в поселке так и не появилось, зато были увековечены фамилии великих живописцев, поэтому его и прозвали «Поселок художников».

Разумеется, поселок привлекал внимание художников Москвы. Здесь жил П.Павлинов, частыми гостями которого были П.Флоренский, В.Фаворский, И.Ефимов, Н.Купреянов, К.Истомин, Л.Бруни. Именно тут получили первые уроки художественности Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов), Ю.Пименов, В.Цигаль, Л.Кербель, Ю.Коровин, К.Дорохов.

 
В поселке художников бродить можно часами (Яндекс картинки)
 
В поселке художников бродить можно часами (Яндекс картинки)

 

. . .

Но вернемся к истории поселка. В конце 1920-х – начале 1930гг. в поселке было построено несколько многоквартирных домов для рабочих, подверглась критике и сама концепция поселка, однако его спасали не только жители, но и разрешение на строительство, подписанное лично В.Лениным.

В начале 30-х годов часть незастроенной территории поселка все же была изъята, там построили несколько жилых домов для работников НКВД, а в 1938г. на месте одного из скверов поставили родильный дом №16.

В 1935г. в небе над поселком произошла авиакатастрофа – крупнейший самолет того времени АНТ-20 «Максим Горький» столкнулся с истребителем сопровождения и обломки упали прямо на поселок. Находившиеся на борту погибли, среди жителей пострадавших не было.

 

 
Дом №4  по ул.Левитана после крушения АНТ-20 (Яндекс картинки)
 
Дом №4 по ул.Левитана после крушения АНТ-20 (Яндекс картинки)

 

В 1936г. кооперативное строительство в стране закончилось, все дома поселка перешли в собственность города, а многие жители стали жертвами сталинских репрессий.

В годы Великой Отечественной войны в поселке «Сокол» было создано несколько групп самообороны, через него прошла целая линия баррикад, состоявших изо рва, амбразур и надолбов. В парке около ул.Левитана размещалась зенитная батарея. За время войны на поселок упало несколько зажигательных и фугасных бомб, часть коттеджей была уничтожена.

В конце 40-х годов все дома поселка были подключены к городской канализации, а к началу 60-х более половины коттеджей были отремонтированы, произвели замену печного отопления на местное водное с использованием водонагревательных котлов. А уже к 1964г. в поселок провели газ.

На протяжении своего существования, «Сокол» не раз подвергался попыткам сноса, так было в начале 50-х годов, затем позднее, в начале 60-х, но каждый раз поселок удавалось отстоять, и окончательно на защиту «Сокола» как единого архитектурного комплекса выступило Министерство культуры, Общество охраны памятников и Союз архитекторов. В результате в 1979г. поселок поставили под государственную охрану как памятник градостроительства первых лет советской власти.

С 1979г. поселок стал третьим объектом в советском списке архитектурных памятников после Мавзолея и Северного речного вокзала.

 

В конце 80-х гг. жители организовали структуру, чтобы зарабатывать деньги на содержание поселка, ведь средств государство выделяло мало. Чтобы эффективнее решать все территориальные вопросы, в 1989г. в поселке учредили территориальное общественное самоуправление.

В дальнейшем это помогло произвести ряд ремонтно-восстановительных работ в поселке, в центре появилась детская площадка и обелиск в память погибших в Великой Отечественной войне.

В 1998г. «Сокол» отмечал свое 75-летие и к этой дате приурочили открытие Музея поселка. В нем имеется множество старых фотографий, рассказы о жителях, а еще обломок самолета АНТ –20 «Максим Горький».

 

Обелиск в память о погибших в Отечественной войне (Яндекс картинки)

 

 

Последняя своего рода «атака» на поселок состоялась в 2010г., когда префект северного административного округа О.Митволь поставил вопрос о законности появления на территории поселка порядка 30 новых домов, возведенных на месте старых уничтоженных.

Несмотря на то, что все работы по строительству или реконструкции должны были быть согласованы с Москомнаследием, некоторые жители продали свои дома из-за невозможности содержать их по причине высокой стоимости. Так в поселке появились элитные особняки, многие из которых считаются самыми дорогими в Москве.

Однако ни митинги в поселке, ни освещение в прессе не имели продолжения, новоделы так и не снесли.

Стоит отметить, что сейчас стоимость исторических домиков начинается от 75 млн.рублей.

 

В поселке встречаются и такие коттеджи (Яндекс картинки)

 

 

. . .

Если окажетесь недалеко от этого района, не пожалейте времени, пройдитесь по этим улочкам, пошуршите листвой и просто ощутите дух этого места, его творческую атмосферу. А как по мне, увидеть и окунуться в уютный мир «деревеньки» посреди мегаполиса, ощущая ее неспешный ритм – дорогого стоит!

На сегодня наше путешествие закончено, до новых встреч, мои дорогие читатели!

Источник: SeeyouinMoscow