«Грозагроза», Театр Наций, Евгений Марчелли

Стихия воды в спектакле представлена буквально – двухметровым бассейном, в который периодически заныривают герои. Зеркальная панель под потолком, наклонённая углом к зрителю, добавляет пространству эффект омута. О стеклянную крышу живописно разбиваются капли театрального дождя. Картину абсурдности дополняет «Рыба моей мечты» Шнурова, сентиментально исполненная под аккомпанемент балалайки.

Когда-то экс худрук Ярославского драмтеатра и обладатель «Золотой маски» режиссёр Евгений Марчелли не испугался играть спектакль для единственного зрителя, пришедшего к нему в театр. Сейчас ему рукоплещут лучшие залы страны. Сценография Игоря Капитанова, костюмы Фагили Сельской, свет Дмитрия Зименко – всё красиво и предсказуемо, они соавторы Марчелли уже много лет. 

Все они пытаются вывести из зоны комфорта не только зрителей, но и персонажей. О том, что вся любовная драма происходит исключительно у Катерины в голове, догадываешься, когда понимаешь, что Бориса и Тихона играет один актёр – Павел Чинарёв (кстати, любимый артист перформера Волкострелова). Катерина бьётся не между жизнью и смертью, а между страстями и смирением. И школьный «луч света в тёмном царстве» - звучит уже в другой трактовке – выход из себя, побег от терзающих страстей к чистому свету успокоения души. Юлия Пересильд играет это блестяще, недаром спектакль ставился именно «на неё». Абсолютно «живая» в спектакле Кабаниха в исполнении ярославской актрисы Анастасии Светловой. Не тёмный домашний тиран, а женщина с проблемами, заботами и думами, свекровь, не желающая отпустить сына, абсолютно земная, как многие. Потрясающая Феклуша (Анна Галинова) – связующее звено всего спектакля, народный психолог, такая понимающая-понимающая, когда нужно, поддакивающая на честном глазу, но не вникающая в суть. Можно не разбирать отдельно мужские образы – все они так или иначе пытаются «выйти из себя», избавиться от лишнего, сбросить балласт, остаться простыми, но бесстрастными и понятными.

Это, конечно, авторский театр Марчелли, с его встраиванием абсурда в классику. Достаточно вспомнить финал: как перепачканная кровью, босая полуголая и драная Катерина лезет по зрительской ложе на сцену, чтобы размахивая руками, как теми самыми «крыльями», бежать-бежать-бежать… Но не взлететь, и даже не утопиться в том самом бассейне, о котором все подумали ещё в самом начале, а спокойно спросить: «Ой, мужчина, а это мне цветы, да?»

В целом получилась красивая, актуальная и, самое главное, логичная постановка избитой пьесы, которую уже много раз пытались «оживить» в театре, и Марчелли бесспорно это удалось.

Королева Мария