130 на двоих: юбилей Ильи Олейникова и Юрия Стоянова

Илья Олейников и Юрий Стоянов удивительным образом совпали в актерском таланте, чувстве юмора и чувстве меры. Возможно, дело было в том, что они оба родились 10 июля – правда, с разницей в 10 лет. В день двойного юбилея (Стоянову исполняется 60, а Олейникову исполнилось бы 70 лет) m24.ru вспоминает, с чего начался их дуэт.
 

Фото: ТАСС


Впервые вместе они работали на съемках фильма Виктора Титова "Анекдоты". Конец восьмидесятых породил совершенно особый жанр: быстро сделанные комедии, основанные на немудреных сценариях – народ жаждал развлечений, и кинематограф им подкидывал оные, как мог. Говорить о каком-либо сценарии можно лишь условно: фильм представлял собой ряд скетчей, основанных на анекдотах, рассказываемых главным героем в исполнении Александра Абдулова. 



Видео: YouTube/augstu

На съемках "Анекдотов" царил форменный хаос: сцены перемежались длиннющими перерывами, во время которых актеры периодически что-то отмечали. 10 июля Олейников, тащивший сумку со спиртным, встретил на дороге Стоянова с точно такой же сумкой. Выяснилось, что повод у обоих один – день рождения. Удивленные актеры вытащили паспорта и сверили даты. Все совпало, правда, с разницей в десять лет. "Но это было уже несущественно," – вспоминал позднее Олейников. 

К моменту встречи оба уверенно стояли на сцене. Олейников долгое время работал с Владимиром Винокуром и Романом Казаковым. С последним он начинал парную эстрадную работу. Сперва артисты выступали как дуэт "Казаков-Клявер" (Клявер – настоящая фамилия Олейникова), но затем Винокур посоветовал Илье придумать псевдоним, мол, "Клявер" как-то странно звучит. Илья псевдоним придумывать не стал, а просто взял фамилию жены. 

Дуэт прославился благодаря миниатюре "Вопрос, конечно, интересный", артисты даже стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Но работать вместе долго им не пришлось. В 1986 году Роман Казаков умер, и Олейников долго и тщетно пытался найти себе нового партнера по сцене. 



Видео: YouTube/Петя

Юрий Стоянов делал драматическую карьеру: отучился в школе при Одесской киностудии, закончил институт театрального искусства и поступил на работу прямиком в ленинградский Большой драматический театр. Стоянов стал одним из последних любимых артистов великого Георгия Товстоногова. До смерти всесильного худрука БДТ Стоянов успел сыграть только Моцарта в спектакле "Амадеус" – и на этом его работа в театре фактически завершилась. Он стал искать себя в кино – собственно, это и привело его на съемки "Анекдотов".

Встречу на съемочной площадке и совпадение дня рождения Стоянов и Олейников сочли судьбоносным знамением. Жанр анекдотов привел Олейникова и Стоянова на телевидение: им отдали рубрику в передаче "Адамово яблоко", где они два года разыгрывали смешные сценки. Называлась рубрика "Анекдоты от Адама до наших дней". А потом было решено сделать свою собственную программу: благо, телевидение начала девяностых давало пространство для эксперимента. Сперва программу решили назвать "Кергуду" – в честь незабываемой фразы из "Кавказской пленницы", но уже со второго выпуска ее переименовали в "Городок". 



Видео: YouTube/aiv67

"Городок", базировавшийся исключительно на актерском дуэте Олейникова и Стоянова, оказался телевизионным долгожителем – программа выходила в эфир почти двадцать лет, получила четыре премии ТЭФИ, а Олейников и Стоянов навсегда перешли в ранг народных любимцев. 

В начале двухтысячных они создали даже ответвление от основной программы – короткое скетч-шоу "В городке", которое снималось "здесь и сейчас" и было посвящено актуальным политическим событиям. Но "В городке" продержалось чуть меньше, чем сам "Городок": душевные и простые скетчи дуэта оказались зрителю куда милее актуализированной сатиры.

Во время съемок "Городка" Олейников и Стоянов не забывали о своих друзьях-артистах: девяностые для многих из них оказались плачевными, работы не было, актеры были готовы хвататься за любую роль. И Олейников со Стояновым давали им такую возможность – например, в ранних выпусках "Городка" снимался Виктор Сухоруков, чья всенародная слава была впереди. 



Видео: YouTube/Cassini

Позже Сухоруков вспомнит о товарищах – и даже поможет одному из них оказаться в неожиданной кинороли: в "Брате-2" появился Стоянов, хотя многие этого не заметили. Тем не менее, именно он озвучил роль нью-йоркского таксиста – помните незабвенное "Сдал Горбачев твою родину американцам"? Так вот, это звучит голос Стоянова. 



Видео: YouTube/Кинокомпания "СТВ" 

Впрочем, помимо работы на телевидении, друзья занимались и другой творческой деятельностью. Олейников, например, писал музыку – и в итоге даже сочинил мюзикл "Пророк", в котором исполнил главную роль. Сюжет у "Пророка" был довольно неожиданным: к бомжам, живущим на свалке, приходит слепой человек, который оказывается настоящим пророком, и предводитель бомжей (эту роль Олейников исполнил сам) решает ему помочь быть услышанным. 

Мрачный "Пророк" оказался фактически моноспектаклем Олейникова (играл он на голову выше, чем другие артисты, занятые в постановке), но провалился при первых показах, и это невероятно огорчило автора. Конечно, он продолжал сниматься в "Городке", плюс режиссер Максим Воронков снимал его в серии комедий о приключениях незадачливого шофера "Степаныча". Появлялся он и в музыкальных телепроектах – сыграл Кису Воробьянинова в мюзикле "12 стульев" (в роли Остапа Бендера выступил Николай Фоменко), написал книгу воспоминаний "Жизнь как песТня". А затем пришло ужасное известие: Олейников болен – рак легких, сказалось пристрастие к курению.



Видео: YouTube/Городок. Лучшее

Болезнь Олейникова не остановила: он продолжал работать и снимать новые выпуски "Городка", даже будучи уже практически при смерти. У него пропал голос – в последних выпусках его озвучивает актер Геннадий Богачев, Стоянов предлагал остановить съемки, но Олейников не соглашался. Он работал фактически до последнего дня – да и в больницу в последний раз его увезли прямиком со съемочной площадки. 

Олейникова не стало 11 ноября 2012 года – буквально через несколько месяцев "Городок" должен был отмечать свое 20-летие. Но Юрий Стоянов категорически отказался продолжать передачу без Олейникова, и программа была закрыта. 

Сегодня Юрий Стоянов продолжает работать на телевидении. Вернулся он и в драматическое искусство – его роль в фильме "12" Никиты Михалкова, где он сыграл присяжного-телепродюсера, запомнилась многим: такого Стоянова – создавшего очень яркий и совершенно не комедийный образ – зритель увидеть не ожидал. 

А об Олейникове Стоянов снял замечательный фильм "Нам его не хватает" – трогательную и нежную документальную киноленту памяти друга, в котором Илью вспоминают самые близкие люди – жена и сын, а еще – преданные зрители "Городка". И это, пожалуй, один из лучших творческих памятников, который может заслужить артист. Тем более – памятник, созданный другом и коллегой. 

Павел Сурков
Подробнее:http://www.m24.ru/articles/146098?utm_source=CopyBuf

 

 Источник: М24