«Душная ночь», театр «А.Р.Т.О.», Центр драматургии и режиссуры

Сюжет у пьесы Ильи Члаки есть: 29-летняя безработная Нина (Раушания Рахимова) любит женатого Сашу и молчать ему в трубку по ночам, от страданий она не может заснуть и съезжает с ума. Нас окунают во весь бред её воспалённого сознания, cмешанный с реальностью. И попутно проверяют на зрителях другие способы воздействия: духоту в зале, громкие звуки медных труб, микрофонов, мегафонов, выстрелы, ор. Но всё это как-то беззлобно, гротесково и даже местами смешно.

Многое рассчитано на разрыв шаблонов: места на ряду указаны с двух сторон разные, после поклона артистов – появляется уборщица, которая произносит то, что скажут вам ваши «нормальные» друзья, когда вы им начнёте рассказывать про «эту дичь» ). Начала почти нет, конца нет совсем, т.е. реально бери и уходи, когда хочешь.

Героев четыре: Нина, боец спецназа, Ленин-кукушка и проповедник. Режиссёр Наталья Волошина и сценограф (а по совместительству главный режиссёр Александринского театра) Николай Рощин смогли объединить их в единый сюрреалистический перформанс. Построенный по законам театра абсурда. И у них получилось сделать так, чтобы в зале не было случайных прохожих. Все мы были дружны реакцией. Разной.

То, что переживала Нина – по сути апофеоз одиночества, которое складывается из сигарет, алкоголя  и мыслей-мыслей… о чём?...Кажется, что вот сейчас придумаешь что-то важное, найдёшь какие-то правильные ответы. Но время пять, а ты ещё не ложился. Утром все нормальные пойдут на работу, а у тебя нет работы, ты бесполезный элемент. Потом он придёт домой «к своей козе», а ты всё так же здесь и никому не нужен… Знакомо?

Или вот ещё о чём:  бывают в жизни такие моменты, когда человек не понимает, что настоящее, а что нет. И стёрта грань между реальностью и фантазией, жизнью и сном. Ну, бывает же? 

И поэтому отсутствующие логические связи в чёрном кабинете с клеткой посредине – здесь самое яркое средство художественного выражения. Что за якутская легенда? Почему Ленин-кукушка? О чём говорит проповедник? Да какая разница! Как говорит Наталья Волошина: «Нужно просто откликаться на то, что видишь в данную секунду. Это самое ценное, пожалуй».

Королева Мария

Фото с сайта спектакля