Главная / Интересное / Я с Матросской Тишины

Я с Матросской Тишины

Общение с Валентином Гафтом проходило в стенах исторического факультета МГУ - в рамках новой программы "Место встречи - истфак МГУ", задуманной лично деканом факультета Иваном Тучковым и осуществленной при поддержке Ученого совета.

Это вклад факультета в формирование мировоззрения сегодняшнего дня. И Гафт, который своим творчеством сформировал советскую и российскую театральную школу и чьи спектакли до сих пор разбирают на лекциях во ВГИКе, - самый лучший гость для думающей публики.

...Зал встретил актера аплодисментами. Скромно устроившись на кафедре, Гафт начал с традиционного: как он стал артистом.

- Я вырос в московской коммуналке дома на улице Матросская Тишина. У мамы в семье было 13 детей. Дед был ломовым извозчиком. В очередной раз мы должны были ехать к деду на Украину 21 июня 1941 года. Нам удалось взять билеты на 22-е число. Но утром по радио выступил Молотов: началась война. Мы остались в Москве.

Отец сразу ушел на фронт добровольцем. Помню запах сырой известки и журчание воды в трубах в бомбоубежище. И вой воздушной тревоги. В конце 44-го года раненого отца привезли в Москву, мы с мамой приходили к нему в госпиталь. Он был весь забинтованный. Около кровати на тумбочке стояли тарелки с едой и стакан с компотом. Я выпил компот и казалось, что нет никакой войны, что это не госпиталь и отец не ранен. Помню неповторимый голос Левитана по радио. Война окончилась. Мы победили. Мама каждый день ходила на Белорусский вокзал в надежде встретить своих братьев, но все, кроме одного, погибли.

Учителя

Нахватав в старших классах двоек, я решил стать артистом. Мне казалось, нет ничего проще, как выйти на сцену и сказать: Кушать подано. Начал играть в школьной самодеятельности: мне доставались только женские роли, потому что школа была мужская. Роль невесты в чеховском Предложениисчитаю своим лучшим достижением! Мне хотелось, чтобы меня обожгло эмоционально. И эмоциональное обожгло.

В школьной самодеятельности мне доставались только женские роли, потому что школа была мужская

...Уже пройдя первый тур в Школу-студию МХАТ, я увидел Сергея Дмитриевича Столярова из картиныЦирк. Там он в белом свитере, шагая вместе с Орловой, пел песню "Широка страна моя родная". Я объяснил ему, что поступаю во МХАТ. Он спросил: "Кто набирает курс?" - Топорков. Я было пристроился к пеньку, чтобы читать басню. А Сергей Дмитриевич мне, обычному пацану из 10-го Б378-й школы, сказал: "Зачем же здесь? Приходите ко мне домой". Так я попал к нему домой, мы с ним разбирали каждое слово в басне Любопытный. Когда я увидел свою фамилию в списках поступивших, от волнения убежал. И бежал без остановки две станции метро.

Первая роль

Первый фильм, в котором я снимался студентом, - "Убийство на улице Данте". Я должен был войти в дверь, сунуть руку в карман, достать бумажку и сказать: "Марсель Руже, сотрудник газетыСвободный Сибур. Простите за вторжение, мадам". Эту фразу репетировал перед зеркалом месяц. Ведь режиссером фильма был Михаил Ромм! А оператором был отец Галины Волчек Борис Волчек. Я, когда увидел Плятта, увидел Козырева, не мог связать двух слов. И тогда второй режиссер сказал: "Как мы ошиблись в этом парне!" И я заледенел на всю оставшуюся жизнь. Но не только у меня не получались роли. Утвержденный на главную роль Михаил Козаков как-то зашелся криком: "Я не могу столько ждать, у меня дела, замените его!" Это было сказано в адрес Иннокентия Смоктуновского... Смоктуновский был прост, потом он ушел из театра. Он тихо говорил, а в театре тоже стали тихо говорить, подражая ему.

Когда ты играешь, ты можешь стать другим человеком. Хотя я считаю, что никакие маски не способны превратить тебя в другого. Только обстоятельства вынуждают быть другим. Людям роли Бог дает. Для него мы все - игрушки...

...После окончания Школы-студии я недолго прослужил в Театре имени Моссовета, потом меня выгнали. К тому моменту я уже успел познакомиться с великим Эрастом Гариным.

Эраст Павлович ставил Тень в Театре Сатиры и сказал мне: "Молодой человек, у нас артист запил, не сыграете ли роль ученого?" Пригласил меня репетировать к себе домой. Представляете, сначала Столяров, а потом Гарин!

Из моего дебюта в Театре Сатиры ничего толкового не вышло. На премьере я перепутал партнерш, стал разговаривать с Аросевой, а нужно было с Зелинской. Ольга Александровна прошептала: "Идиот, она стоит сзади!" Я повернулся, задел декорацию. Конечно, после этого меня в Сатире не оставили. Через 10 лет я все-таки поступил в этот театр и играл графа Альмавиву в Женитьбе Фигаро. Кстати, благодаря Андрею Миронову, с которым нас свела судьба на пляже в Ялте. Однажды после спектакля за кулисы пришел Олег Ефремов и пригласил меня в Современник. Это был 1969 год.

...А с Валентином Никулиным, Олегом Далем, Игорем Квашой я делил не только сцену. Когда прихожу в театр, все время разговариваю с Квашой. Много лет наши грим-уборные располагались рядом. Иногда кажется, что он стоит за моей спиной. Я даже слышу его голос: "Чего-то плохо себя чувствую". Оборачиваюсь - никого нет. А когда он умирал, мне приснился сон, как он смотрит на меня пронзительным взглядом. Я стою на коленях, а он превращается в маленькую фотографию. Но я верю, что он жив, жив и Миша Козаков.

Об эпиграммах

Эпиграммы начал писать с Валентина Никулина. Я был в восторге от его игры. Один раз он так здорово играл, что я взял бумажку и написал восторженное: "Так ты сегодня о любви сказал, что забеременел весь зал".

Иногда мне говорят: "Какой ты злой". Но эпиграммы и должны быть острыми, колкими. Не потому, что я лучше, а они - хуже, упаси боже так думать! При том, что действительно злые эпиграммы, которые мне приписывают, на самом деле не мои. Про Безрукова я не писал, хотя мне уже надоело всех разубеждать. И про трех Михалковых - тоже не мое. А Лепс меня сам попросил написать на него эпиграмму.

Мне тоже посвящали эпиграммы. В 1965 году в Минске снимались вместе с Роланом Быковым в картине про цирк. Я играл дрессировщика. И Быков написал на меня эпиграмму. "Что такое Гафт? Может, это шкаф? Или так не выговаривают МХАТ?"

Источник: Российская Газета 

Подписка на новости

Смотрите также:

Всесезонные практики: круглогодичные студии йоги в парках Всесезонные практики: круглогодичные студии йоги в парках Этой осенью и зимой на территории семи парков, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, проходят регулярные занятия по разным видам йога-практик. Мосгорпарк ... Подробнее...
Открытие зимнего сезона в Измайловском Парке Открытие зимнего сезона в Измайловском Парке 23 и 24 ноября в Измайловском Парке состоится открытие зимнего сезона и катка "Серебряный лед". Подробнее...
Битва за Уважение 2019 Битва за Уважение 2019 Привет, дорогой друг! Скучал по большим воркаут-тусовкам? Подробнее...
Всемирный день ребенка отметят в Центре Всемирный день ребенка отметят в Центре "Слово" на ВДНХ Всемирный день ребенка отмечается 20 ноября ежегодно начиная с 1954 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Подробнее...
Как почувствовать себя умным Как почувствовать себя умным Все началось, когда случайно попали на игру «Мозголом», которая оказалась модным ныне квизом. Мы были очень самонадеянны, никого в команду не взяли и, как следствие, прои... Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru