Главная / История / Как Паустовский зайца в трамвае проучил

Как Паустовский зайца в трамвае проучил

В начале XX века настоящей грозой московских трамвайных кондукторов был некий вполне приличный с виду пожилой человек. Хитрость помогала ему несколько лет совершенно бесплатно ездить в трамваях.


Каждое утро он садился в трамвай и протягивал кондуктору «катеринку» — так называли в то время сторублевую купюру. А сумма по тем временам была большая. Достаточно сказать, например, что зарплата земского врача составляла в то время 80 рублей в месяц.

Проезд в московском трамвае стоил 5 копеек — неудивительно, что ранним утром сдачи у кондукторов не находилось. Услышав стандартный ответ «сдачи нет», старичок выходил на следующей остановке и садился в следующий трамвай, где снова предъявлял свою заветную сторублевку. Таким образом, он ухитрялся добираться до работы совершенно бесплатно.

Константин Паустовский, известный советский писатель, в молодости работавший кондуктором, вспоминал, что все кондукторы этой линии знали наизусть даже номер этой купюры — 123715. Но поделать с убежденным безбилетником ничего не могли. Разве что иногда раздраженно говорили: «Предъявите вашу банкноту номер 123715 и выходите из вагона».

8

Однажды Паустовский решил проучить безбилетника, который любил кататься, как тогда говорили «за счет датского короля». Получив под расписку 100 рублей мелочью, он начал ждать своего старого знакомого.

Когда тот вошел в трамвай и протянул неразменную банкноту, кондуктор принял ее, неторопливо положил в сумку и начал отсчитывать сдачу. Когда пассажир получил свои законные 99 рублей 95 копеек, он пришел в ярость. Назвав кондуктора «заразой», старичок по привычке сошел на следующей остановке.

Ударив несколько раз по вагону массивной тростью, бывший безбилетник пригрозил:

— Зараза! Жулик! Я тебе покажу!

Правда, в трамвае его больше не видели. А вот знаменитая сторублевая купюра с номером 123715 несколько дней висела в трамвайном парке на доске для приказов, огражденной проволочной сеткой.

9

Уставшие от проделок безбилетника кондукторы приходили полюбоваться на этот до боли знакомый трофей. Кстати, билеты в московских трамваях того времени имели определенный цвет на каждый день недели. Это делалось для борьбы с теми же безбилетниками, чтобы они не могли прокатиться по вчерашнему билету.

Источник: Повседневная жизнь Москвы.

Очерки городского быта начала XX века, Владимир Руга

Подписка на новости

Смотрите также:

История духов «Красная Москва» История духов «Красная Москва» В первой половине XIX века во Франции родился тот, кому предстояло стать одним из самых известных, а потом совершенно забытых дамских угодников. Он угождал и продолжает у... Подробнее...
История Московских высоток История Московских высоток В конце 40-50-х годов прошлого века по столице прошел слух: строят же в Москве семь новых радарных станций. Как впоследствии выяснилось, в столице приступили к возведению... Подробнее...
Кремль в Коломне Кремль в Коломне Коломна - один из древнейших и красивейших городов Подмосковья, крупный промышленный центр и транспортный узел, речной порт на Оке. Условно город упоминается в Лавренть... Подробнее...
Тайны ГУМа: от слез Сталина до секретных костюмов Chanel Тайны ГУМа: от слез Сталина до секретных костюмов Chanel ГУМ видел разное: в нем то бойко шла торговля, то хранили оружие и картофель, здесь жили, устроив квартиры прямо рядом с торговыми линиями, здесь прощались с партийной эл... Подробнее...
Успенский собор Кремля Успенский собор Кремля Соборная площадь – это одно из самых древних мест Москвы, которое расположено на территории Московского Кремля. Посещая это место, каждый может почувствовать дыхание исто... Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru