Главная / Интересное / Самолет ЯК-42 и ракета «Восток» на ВВЦ

Самолет ЯК-42 и ракета «Восток» на ВВЦ

В сентябре 2008 года разобрали один из самолетов, стоящих на ВВЦ, общественность забеспокоилась, что подобная судьба постигнет и соседей — второй самолет ЯК-42 и ракету «Восток». Вкупе с демонтированной скульптурой «Рабочий и колхозница» казалось, что все символы прошедшей эпохи уйдут безвозвратно. Судьба ракеты-носителя и самолета долго оставалась неопределенной. На сегодняшний день самолет и ракета отреставрированы и радуют посетителей ВВЦ.


 

Непонятным остается вопрос о правах собственности на ракету. Известно, что «Восток» находится на балансе ОАО «ГАО ВВЦ». Но вот принадлежит ли им экспонат, не знают... даже в самом выставочном центре. Не совсем понятна и его историческая ценность. С одной стороны, он многими воспринимается как символ ВВЦ, в то же время чиновники отказываются считать «Восток» памятником. Как сказали «МК» в Москомнаследии, в отличие от ВВЦ в целом ракета не является объектом культурного наследия. Поскольку это макет, не обладающий самостоятельной историко-художественной, научной и технической ценностью.

Ракета-носитель на ВВЦ была открыта для обозрения 20 сентября 1969 года вместе с павильоном «Космос» как символ первого космического полета с участием человека. Но на самом деле этот «Восток» хоть и полностью повторяет ракету-носитель, отправившую Гагарина в космос, — всего лишь макет.

У самолета судьба была так же не проста. В отличие от ракеты самолет является оригиналом, установлен был даже без демонтажа двигателя.

В начале 70-х годов советское небо бороздили самолёты одной единственной, государственной, авиакомпании — Аэрофлот. С задачами полётов средней дальности справлялись ИЛ-18 и ТУ-134. Первый из них к тому времени морально устарел и был недостаточно быстр. Второй был не очень вместителен и тоже не так молод. Стране требовалась шустрая, надёжная и высокотехнологичная машина, которая должна была соответствовать не только отечественным, но и международным требованиям. Перед конструкторами поставили задачу, которая звучала следующим образом: «Срочно повысить точность полётов самолётов по высоте в 30 раз!». Разрабатывать с нуля — значило потратить огромное количество времени. На тот момент в ОКБ А.С. Яковлева разрабатывался ЯК-42, всего лишь второй опыт этого бюро в проектировании самолётов подобного класса. Именно ЯК-42, несмотря на то, что уже испытывался первый прототип, должен был стать решением поставленной задачи. Конструкторов буквально обязали задать новые стандарты для советской авиации…

В 1978 году, после ряда испытаний и поисков, к примеру у первого варианта ЯК42 изначально было прямое крыло, а не стреловидное, на саратовском авиационном заводе был собран второй лётный прототип. Его ждали не только лётные испытания, но и важная, практически дипломатическая миссия — представлять страну на международном авиасалоне в Ле Бурже, во Франции. Экипаж Як-42, совершавший рейс Жуковский — Варшава — Ле-Бурже: командир, герой СССР — Валентин Мухин, второй пилот — Олег Булыгин, штурман — Владислав Худяков, механик — Алексей Лазовой.

Новый суперсовременный советский авиалайнер произвёл фурор! Но заявленными техническими характеристиками нужно было не только похвастаться, но и подтвердить рекордами в своём классе. В 1981 году борт СССР-42304, второй лётный прототип поставил рекорд дальности перелёта. Поднялся в воздух в Москве, а приземлился в Чите! 4730 километров, при том, что согласно характеристикам, ЯК-42 рассчитан на дальность не более 2900!

После этих событий было принято решение выставить самолёт на Выставке Достижений Народного Хозяйства. В сентябре 1981 года ЯК-42, бортовой номер CCCР-42304, без демонтажа двигателей, был установлен на ВДНХ и открыт для посещений!

Примерно, в 1994 году самолёт закрыли. Почти 15 лет решалась его судьба. Про него то забывали, то собирались сделать внутри ресторан, то превратить в рампу для роллеров и скейтбордистов. В 2008 году возникла угроза уничтожения. Самолёт ТУ-154 стоявший крылом к крылу по соседству, из-за всевозможных споров хозяйствующих субъектов, начали разрезать на части клешни спецтехники. Именно это событие сохранило жизнь ЯК-42. Средства массовой информации и блоггеры подняли шум в обществе. Судьбой борта СССР-42304 заинтересовались на самом высоком уровне. Спецтехника  отступила.

14 июня 2009 года легендарный лайнер вновь «принял пассажиров». Было принято решение о создание в фюзеляже самолёта галереи современного искусства. С помощью ОКБ А.С. Яковлева была восстановлена кабина пилотов, к тому времени изрядно пострадавшая от вандализма, начали проводить фотовыставки.

9 мая 2010 года ЯК-42, кроме легенды отечественного авиастроения и галереи, преобразился ещё и внешне. Он превратился в настоящий арт-объект, представ перед посетителями ВВЦ в образе, посвящённом 65-летию победы в Великой Отечественной Войне. Процесс перекраски длился 20 дней.

На этом история ЯК-42 не заканчивается, теперь перед самолётом стоят новые, амбициозные задачи. Самолёту предстоит длинный и интересный творческий путь. Открывать новые имена в современном искусстве, создавать уникальные события, вдохновлять, и к титулу легенды отечественного авиастроения добавить статус одной из самых ярких арт-площадок в России!

 

  • Адрес: на территории ВВЦ, на площади Промышленности. 
  • Ближайшие станции метро: ВДНХ и Ботанический сад.

 

 

Источник информации: www.vvcentre.ru, www.yak42.ru

Автор статьи и фотографий: Ирина Ткачук.

Подписка на новости

Смотрите также:

Для запуска новогодних фейерверков будет подготовлено 38 площадок Для запуска новогодних фейерверков будет подготовлено 38 площадок В новогодние и рождественские праздники будут усилены меры противопожарной безопасности, в том числе на детских елках и мероприятиях в школах, на катках и так далее. Подробнее...
Детская школа экскурсоводов-экологов в Кусковском лесопарке Детская школа экскурсоводов-экологов в Кусковском лесопарке В курс обучения войдут интерактивные тематические лекции, мастер-классы и практические занятия, рассчитанные на детей в возрасте от 12 лет. Подробнее...
Вручена премия Вручена премия "Звезда Театрала" XI церемонией вручения премии "Звезда Театрала" завершился вечер 3 декабря в Государственном Академическом театра им.Е.Б.Вахтангова. Подробнее...
Ёлка на Ёлка на "Фабрике" возьми из приюта "Домой" Первая Новогодняя Ёлка, которая состоится в Москве, будет для собак и кошек из приютов Более 150 животных соберутся 8 и 9 декабря в арт-центре "Фабрика", чтобы жители смо... Подробнее...
В Музее Победы впервые встретят Деда Мороза из Великого Устюга В Музее Победы впервые встретят Деда Мороза из Великого Устюга 15 декабря в рамках Большого Новогоднего путешествия Дед Мороз зажжет огни на Ёлке Победы и примет участие в финале Всероссийского конкурса детского рисунка «Нарисуй «Ёлк... Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru