25.04.2015 14:25
Просмотров: 1264
«Я, сколько себя помню, всегда хотел стать офицером. Когда мы были еще совсем пацанами, по телевизору часто показывали патриотические фильмы. Один мне запомнился. «Офицеры». Мой любимый фильм до сих пор. И после просмотра этой картины я для себя решил, что точно стану офицером. В семье у нас никогда не было военных, никто не носил погоны. В военкомате мне предложили поехать учиться на сапера в Тюменское высшее военно-инженерное командное училище. Я сразу согласился. У нас был высокий уровень подготовки, опытнейшие преподаватели, многие из них прошли Афганистан. Так что знания мы получили самые лучшие. После этого я служил в Кантемировской дивизии до 1999 года.
О супруге
Со своей женой мы познакомились на службе. Я лейтенантом был, она – санинструктором. В качестве командира взвода принимал участие в Первой чеченской кампании. Поступил приказ – я собрался и уехал в Чечню. На полгода. Сыну тогда был годик. Жена тоже в Министерстве обороны служила, понимала, что я не могу отказаться. Осталась на полгода с маленьким ребенком, одна. В засады боевиков, слава Богу, я не попадал, но терял товарищей... Потом вернулся. Тяжелое наступило время, с работой плохо было, с деньгами, и тут предложили в МЧС устроиться, в пиротехническое отделение. МЧС всегда ассоциировалось у меня со стабильностью и надежностью. Поэтому я сразу же согласился. Отбор был очень жестким, почти полгода проходил медкомиссию, психологические тесты, сдавал нормативы и так далее. Попал в замечательный коллектив. Именно здесь я в полной мере понял выражение «чувство локтя». За годы работы принимал участие более чем в 40 спасательных и гуманитарных операциях МЧС России, был награжден двумя орденами Мужества, орденами «За личное мужество», «За военные заслуги», медалью «За разминирование», медалями «За отличие в военной службе» 1, 2, 3 степени, медалью «За отвагу на пожаре» и другими ведомственными наградами.
О Тырнаузе
Первый мой выезд был в город Тырныауз в Кабардино-Балкарии. 18 июля 2000 года в 23:15 из урочища Гирхожан на Тырныауз хлынул мощный селевой поток. В результате прохождения 18 и 19 июля селевых потоков произошло затопление жилых домов, был разрушен автомобильный мост через реку Баксан. Стихия обрушилась на город ночью, люди вообще не поняли, что произошло. Мы ликвидировали последствия селевого потока, искали людей, более 40 числились пропавшими без вести. На работах в пятиэтажке меня поразила картина. Прямо на лестнице остались, не успели выйти из здания 7-летняя девочка и ее бабушка... Когда мы нашли их тела, конечно, эмоции накатили. Всегда тяжело, когда видишь погибших детей. Практически после каждой крупной чрезвычайной ситуации психологи нашего Центра экстренной психологической помощи с нами работают. А как без этого? Сотрудники МЧС тоже люди, нагрузки эмоциональные бывают очень серьезные.
Об Индии
Еще один случай мне запомнился. Мы работали на ликвидации последствий землетрясения в Индии в 2001 году. Гуджаратское землетрясение, до 7,9 баллов сила была толчков. Тогда погибли 20,000 человек, 166 тысяч были ранены.Прошла неделя поисково-спасательных работ в тяжелейших условиях. Днем страшная жара и духота, а ночью холод. К нам с ребятами во время проведения работ подбежал местный житель. На ломаном английском взволнованный мужчина пытался нам сказать о том, что его сестра, которую он считал погибшей, находится под завалами дома. Неделю! Вы представляете, что значит провести неделю под завалами? Практически нет шансов выжить. Мы сначала ему не поверили, думали, шутит, или сумасшедший. Но решили проверить информацию. Пришли к месту, которое он показал. Точно. Из-под завала был слышен еле различимый голос. Там пятиэтажный дом сложился как карточный. Бетонные стены упали, образовав ниши, в которых и спаслась женщина. Стали разбирать завалы. Когда нам удалось добраться до нее, было страшно смотреть. Ей на вид лет 30 было, ногу зажала плита. Но живая! Местные жители, когда узнали о случившемся, пришли к нам и стали кричать: «Виват, Россия!». Благодарили нас. Так приятно было.
О взрывоопасных предметах
Анекдоты про саперов я все люблю. Особенно один: «Сапер ошибается в жизни два раза: когда выбирает профессию и когда подрывается». Я бы дополнил: «и третий, когда жену выбирает». А если серьезно, то в нашей работе нужно быть дисциплинированным, хладнокровным, спокойным, выдержанным. Прежде всего, нужно думать головой. Наш центр (Анатолий Саввин является заместителем начальника ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска "ЛИДЕР"» – прим. ред.) – это своего рода «спецназ» МЧС, центр укомплектован на 90% офицерами. Мы принимаем участие в многочисленных операциях по поиску, обезвреживанию и уничтожению взрывоопасных предметов в нашей стране и в международных командировках. Все знают, что наша земля еще хранит память о страшных днях Великой Отечественной войны: снаряды, мины, боеприпасы, которые могут взорваться в любой момент, находят иногда в самых неожиданных местах. Есть у нас и «помощники» – роботы. «Железных подчиненных» мы привлекаем там, где саперам угрожает опасность: при работе с неизвестными взрывоопасными предметами, в эпицентре пожара, при высокой вероятности взрыва, в зонах химического или радиоактивного заражения. Робот может работать на расстоянии 500 метров от оператора, управляющего им, а также в случае необходимости способен перетащить подозрительный предмет на безопасное место и уничтожить его.
Как-то в одном из городов Московской области, около банка, было обнаружено самодельное взрывное устройство. Они относятся к разряду наиболее опасных, потому что никто кроме их «автора» не знает, какая «смертельная начинка» находится внутри. Мы успешно его уничтожили. При помощи роботов проводилось нами и разминирование посевных площадей в республике Чечня.
О Волгограде
В 2008 году в Волгограде мы уничтожали немецкую авиабомбу времeн Великой Отечественной войны. Бомбу весом почти две тонны обнаружили дайверы на дне Волги, недалеко от жилых кварталов. В самом центре города. Водолаз-взрывник погрузился и после идентификации бомбы сделал вывод о том, что внутри находится почти тонна тротила. Подготовка к подрыву длилась несколько часов. Предполагаемая зона разлета осколков была большая – почти полтора километра. Во время операции было прекращено движение судов, на берегу дежурили машины скорой помощи, пожарные и милиция. Как выглядит процедура уничтожения? Пиротехник готовит заряд. Водолазы наполняют мешки песком и кладут их поверх боеприпаса, чтобы хоть немного погасить мощность взрыва. Потом устанавливают специальный заряд – это не менее пяти килограммов тротила. Мгновение – и бомба нейтрализована. Она не сдетонировала, раскололась. Считается очень хорошей работой то, что не было детонации ни сейсмической, ни по воздуху. В Волгоград часто ездим. Главная рекомендация для жителей – если вы нашли подозрительный взрывоопасный предмет, ни в коем случае его не трогайте, а сообщайте в экстренные службы.
О сыне
У меня сыну Валерию уже 21 год, он тоже пошел по моим стопам. Тоже в системе МЧС работает. Мне очень приятно, что сын будет продолжать династию. Дочке 16 лет, она в школе еще учится.
О Центре
Работу я свою очень люблю. В Центре я отвечаю за состояние боевой готовности дежурных смен, оперативных групп, их подготовку, экипировку, морально-психологическое состояние. Большое внимание уделяю профессиональной подготовке личного состава. Потому что все навыки должны быть отработаны до автоматизма. Во время захвата заложников «Норд-Оста», когда мы приступили к работе, мне запомнились четкие и слаженные действия всех экстренных служб. Не было паники, все согласованно делали свое дело. Поэтому к сотрудникам МЧС, особенно в нашем Центре, предъявляются высокие требования. Название – Центр по проведению спасательных операций особого риска «ЛИДЕР» – обязывает к этому.»
В Контакте: santandrey
По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru
Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru
По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru