Главная / Места / Парки, места отдыха / Японский сад, как символ жизненного пути

Японский сад, как символ жизненного пути

В Ботаническом саду есть красивое место - Японский сад. Мы там гуляли аккурат в дни цветения сакуры; а потому помимо огромного количества информации получили еще и эстетическое наслаждение. Саженцы сакуры приехали к нам с далекого острова Хокайдо и прижились. Особого ухода не требуют, цветут раз в год пышным розовым цветом и радуют посетителей. Японский сад (ЯС) существует с конца 80х, когда в Москву приехал архитектор Кен Накадзима, и под его руководством начались ландшафтные работы. Оказывается, сад -это не просто набор земли, цветов и деревьев, а еще, а может быть и самое главное, - возможность познать истину через Видимое и Слышимое. Любой ЯС состоит из пяти элементов: один нематериальный - это идея, и четыре материальных - это камни, вода, растения и архитектура.


Начинается устройство сада с выбора святого места и устройства входа. Первое, что должен видеть входящий - фонарь, освещающий путь ищущему Истину. Это, так называемый, поклон от архитектора.

Эти фонари пришли в японскую культуру из Китая, первоначально создавались как места для курения благовоний. Когда в Японии возникла культура чайных церемоний, стали создаваться сады для прогулки перед чаепитием, дабы человек мог отрешиться от всего земного и подумать о прекрасном.

Особенностью "чайных садов" стало создание дорожек. Раньше красотой можно было любоваться только с определенных точек - помостов, террас, из окон дворца. А чайный сад нужно обязательно смотреть в движении.

Первично в ЯС использовались только хвойные или вечнозеленые растения, и знаете почему? Первично, он символизировал рай на земле, а в раю не может что-то сегодня цвести, а завтра нет)) Но по своей философии "чайный сад" должен символизировать изменчивость природы, поэтому появились сезонно цветущие растения. Примерно 1 раз в две недели облик сада меняется.
В этом пруду, кстати, дико орали влюбленные лягушки и тоже символизировали весну и гармонию))
И еще пара слов об этом снимке. Можжевельники, которые опустили лапы в воду, сидят на камнях; их подрезали и пересадили выше несколько лет назад японские дизайнеры, которые следят за садом. Неправильно, если люди будут больше обращать внимание на можжевельник, чем на отражение в воде других деревьев. Для японцев это очевидно.

К сожалению, ничего кроме цветущей сакуры мы не застали. Но летом там можно увидеть цветение рододендронов, ирисов и спиреи. А осень, как нам сказала экскурсовод, вообще самое красивое время для любования (фото с Яндекса).

Зимой в Японии достаточно тепло, снег тает быстро, поэтому чтобы успеть полюбоваться на красоту снежного покрова, фонари и беседки делаются с покатой крышей. (фото с Яндекса).

Фонари обязательно ставятся так, чтобы отражаться в воде, чтобы освещать нам путь не только в этом мире, но и в ином. Вообще, отражение в воде в садовой архитектуре не менее важно, чем сама действительность.

В местах, где дорожки расширяются, надо остановиться и посмотреть вокруг. Идеологический и архитектурный центр сада - 13 ярусная пагода 18 века. Привезена из буддистского монастыря. Ярусы между собой ничем не скреплены, а как пирамидка просто стоят друг на друге. За 25 лет существования сада этот факт не раз проверялся - пагоду четыре раза разбирали до основания!! На этом фото особый смысл в сочетании пагоды и ели.

Одна из особенностей садово-парковой архитектуры Японии - умение показать одну и ту же вещь с разных мест по-разному.

Японская беседка. По теории контрастов - темное дерево и рисовая бумага.
Сделана в стиле "чайного домика" 1100х годов, когда Киото был столицей Японии. Душный и влажный город с 3х сторон окруженный горами, вокруг много рек, подземных источников и речушек. Беседки тогда строились над водой и ставились не на фундамент, а на камни. И это позволяло сохранять внутри помещения сквозняк и прохладу. Эдакий кондиционер 11 века)). Кстати, собрана без единого гвоздя, только на бамбуковых шпильках, как конструктор.

Окно для любования луной с решеткой для рассеивания лунного света. Если бы мы были в Японии, то перекладины бы были из бамбука, и вокруг них обвивался вьюнок.

Основное предназначение беседки, помимо отдыха, - слушание шума дождя. Звук капель по воде, по крыше, по крупным листьям рододендронов не однороден, и это тоже важная составляющая Прекрасного.
Все камни приехали из Закарпатья, и каждый из них Кен Накадзима устанавливал самостоятельно. То ощущение, что камни как бы вырастают из-под земли, достигается тем, что от 2/3 до половины камня находится под землей.

Весь рельеф сада - рукотворный: и земляной покров, и каскад ручьев, и система прудов. Лопатами орудовал тамбовский стройотряд. После него, ползая на животе, 72-летний Кен Накадзима собственноручно помечал места заложений каждого дерева, дорожки и камня.

Идя от беседки по дорожке, мы еще не видим воду, но уже начинаем ее слышать. С нижнего пруда вода насосом закачивается в верхний пруд и оттуда через каскады и маленькие водопады спускается вниз. Водный цикл символизирует человеческую жизнь. Водопады - порывистость человеческих поступков. От рождения человек через такие необдуманные поступки приходит к умиротворению и спокойствию (медленная речка на верхнем фото).

В японском трактате 11 века по садово-парковому искусству была описана типология водопадов. Для японца два одинаковых водопада, которые звучат по-разному - это разные водопады. Существует еще методика сухого пейзажа - безводного (вода была, но ушла). В таком пейзаже "роль" воды играют дорожки, и весь ландшафт обыгран так, что кажется, что, например, в кустах вода, а там ее нет)).
Апофеоз красоты ЯС - цветущая сакура.
Для японцев 4-5 дней ее цветения имеют, прежде всего, сельскохозяйственное значение: т.е. температура воды, земли и воздуха оптимально прогрета для посадки риса. Настоящая сакура (эта, как нам объяснили, немного "неправильная") зацветает в безлиственном состоянии или имея бронзовые зачатки листьев. Через 3-5 дней сакура начинает облетать и еще несколько дней эти цветки лежат живыми на земле. В Японии в период массового цветения они создают розовый ковер под ногами.

  • Адрес: Москва, ул. Ботаническая, д.4. м. Владыкино, далее пешком. 
  • Вебсайт: www.tsaritsyno.net

Автор статьи и фотографий: safoelj

Подписка на новости

Смотрите также:

Парк в Строгинской пойме открыли после комплексного благоустройства Парк в Строгинской пойме открыли после комплексного благоустройства По результатам благоустройства парк в Строгинской пойме стал более удобным для семейного отдыха и занятий спортом. Подробнее...
Увековечьте свои рисунки на деревьях Увековечьте свои рисунки на деревьях Летом я попал на один замечательный фестиваль, посвящённый экологии. На мастер-классе было необычное задание-выдали срез дерева и попросили что-то нарисовать. Подробнее...
Парк аттракционов в Перовском парке Парк аттракционов в Перовском парке Аттракционы рассчитаны на детей от двух лет и подростков школьного возраста, стоимость билетов — от 100 до 200 рублей. Подробнее...
Заповедник сказок и парк скульптур Заповедник сказок и парк скульптур "Берендеево Царство" На берегу реки Нара в Московской области находится удивительно прекрасное место. Здесь можно остановиться отдохнуть в гостинице, которая очень похожа на избушку Бабы-яги,... Подробнее...
Новый парк в Москве - Тюфелева Роща Новый парк в Москве - Тюфелева Роща Парк Тюфелева Роща - новый парк с бассейном в Москве Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru