Главная / История / Обычный автобус: 100 лет в сердцах и песнях москвичей

Обычный автобус: 100 лет в сердцах и песнях москвичей

Сто лет назад в Москве был пущен первый автобусный маршрут. От Камер-коллежского вала в районе Марьиной Рощи до Останкино пассажиров перевозили два открытых автобуса немецкого производства.

Со временем москвичи оценили новый вид транспорта, которому не нужны провода и рельсы. Сетевое издание m24.ru публикует краткую историю автобусов, которые в разные годы попали на экран или стали героями песен.
 

1940-е. Глеб Жиглов на ЗИС-8

В первую очередь, стоит отметить ЗИС-8, выпускавшийся в Москве на автомобильном заводе имени Сталина с 1934 по 1936 год. Именно этот автобус с грозным прозвищем "Фердинанд" возил по столице герои культового фильма "Место встречи изменить нельзя" – Глеба Жиглова, Володю Шарапова и других доблестных оперативников МУРа. А с 1932 года до начала Великой Отечественной войны его братья по конвейеру возили простых москвичей по маршруту № 9, который проходил от Красной площади до площади Урицкого по проспекту 25-го Октября.
 

 
 
ЗИС-8 выпускался в двух вариантах: обычном и удлиненном. Он вмещал 22 или 29 сидящих пассажиров соответственно. Сейчас оригинальных автобусов ЗИС-8 не осталось вовсе, сохранился лишь тот самый "Шараповский" ЗИС по прозвищу "Фердинанд". Попытки восстановить легендарный автобус предпринимали в Мосгортрансе, а также энтузиасты из Санкт-Петербурга. Однако все машины, так или иначе, содержали множество неродных запчастей. 

ЗИС-8 (красный). Фото: m24.ru/Михаил Сипко

 

1960-е. Двухэтажный Büssing в кино

Двухэтажный автобус в Москве можно увидеть в фильме "Я купил папу", который выпустила киностудия имени Горького в 1962 году. По сюжету маленький мальчик Димка очень хочет встретить отца, которого у него никогда не было. Однажды юный герой отправляется на поиски папы. Гуляя по Москве, Димка несколько раз видит необычный двухэтажный автобус и решает прокатиться на нем.
 

Двухэтажные автобусы пытались внедрить при Хрущеве, в конце 50-х – начале 60-х годов. Необычный вид транспорта доставили в столицу из ГДР: три автобуса Büssing D2U, Do 56 и Do S6 первоначально ходили по маршруту №111 от МГУ до пл. Свердлова через Университетский и Ленинский проспекты, по Якиманке, через Б. Каменный мост, по Моховой и к Большому театру. Позже они были переведены на маршрут №144 от метро "Октябрьская" до 42-го квартала Юго-Запада (улица Миклухо-Маклая). А затем на маршрут № 211 от площади Свердлова до аэропорта "Внуково".

Сегодня двухэтажные автобусы на московских улицах тоже можно увидеть. Они возят на обзорные экскурсии туристов. А власти планируют запустить также их электрические версии. 

Современный двухэтажный автобус в Москве. Фото: ТАСС/Артем Короатев

 

1980-е. "Обычный автобус" ЛиАЗ

Восьмидесятые годы, помимо прочего, запомнились длительной военной кампанией Советского Союза в Афганистане. Обычные парни отправлялись в далекую страну исполнять интернациональный долг, а возвращались в обычную жизнь, часто, уже седыми двадцатилетними ветеранами. Боль поколения отразилась в песне "Обычный автобус", которая показывает извечный конфликт отцов и детей с необычной стороны. Все началось обычно и буднично: из-за места в рейсовом автобусе. Старый ветеран упрекает молодого парня, и лишь потом узнает, что тот также воевал за сохранение мира.


В песне не дается точного описания, однако можно предположить, что действие баллады разворачивалось в ЛиАЗ-677, который в те годы был самым распространенным городским автобусом. Он выпускался с 1967 по 2005 годы на Ликинском автобусном заводе в Подмосковье. Пассажирам запомнился постоянным металлическим звоном и нежеланием ехать в горку. А из-за плавности хода и сильных кренов на резких поворотах, его окрестили "Луноходом". 

ЛиАЗ-677 (желтый). Фото: m24.ru/Михаил Сипко

1990-е. "Чайф" и "Чиж" об "Икарусе"

В 1994 году группа "Чайф" выпустила солнечную песню "Оранжевое настроение", главный герой которой завтракает кефиром и батоном, после чего, пользуясь оказией, отдыхает в свое удовольствие один в квартире. Он смотрит с балкона на улицу, любуется весенними девушками, а пройдя мимо зеркала, отмечает, что своей улыбкой похож на новый "Икарус". 


А годом ранее другой коллектив – "Чиж & Co" выпустил лиричную песню "Автобус". В ней музыкант наблюдает из окна рейсового автобуса за проходящей вокруг жизнью.


Венгерский Ikarus 280 выпускался с 1973 по 2002 годы. За почти тридцатилетнюю историю, было создано более 50 различных модификаций: от шикарного туристического до оранжевого маршрутного трудяги. Последний, городской сочлененный среднеприводный автобус особо большой вместимости, аккурат в годы написания обеих песен выпускался в Тушино на заводе ТМЗ.
 

2000-е. "Кеды" и снова ЛиАЗ

Самым молодым автобусом нашей подборки можно назвать ЛиАЗ-5292. Выпускающийся на подмосковном Ликинском автобусном заводе с 2004 года, сегодня он является основным городским автобусом Москвы. Скорее всего, именно с ним ассоциировал себя герой композиции "Молодой автобус" столичной панк-группы "Кеды". В песне, вышедшей в том же 2004 году, говорится о молодом парне, который летним днем не желает сидеть дома, а собирается идти на Арбат, чтобы встретить красивую девушку. В стремлении найти свою любовь он сравнивает себя с "молодым автобусом, рвущимся на прогулку".

Кеды-Молодой Автобус от MegaTrod на Rutube.


ЛиАЗ-5292 – российский городской низкопольный автобус. Он также является первым полностью низкопольным автобусом российского производства. Предназначен для крупных городов с интенсивным пассажиропотоком. По состоянию на июнь 2017 года, выпущено свыше 6250 экземпляров. Есть модификации с газовым двигателем, гибридные и даже полностью электрические версии.

 

 Источник: М24 

ЛиАЗ-5292. Фото: m24.ru/Александр Авило Источник: М24 

 Источник: М24 

Подписка на новости

Смотрите также:

Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой Эта песенная строка давно уже стала крылатой. Так названы книги; она прочно обосновалась на газетных и журнальных страницах, дав название рубрикам и статьям. А ведь в п... Подробнее...
Москва. Девять веков войны Москва. Девять веков войны Сейчас Москва — не только столица России, но и один из крупнейших мегаполисов мира. А начиналась её история около 900 лет назад. Вероятно, поселение существовало на мес... Подробнее...
Город, которого нет. Легендарные символы старой Москвы Город, которого нет. Легендарные символы старой Москвы Почти 82 года назад снесли Сухареву башню - символ старого города. Её рисовал Саврасов, «фантастической громадой» называл Лермонтов, об обитателях легендарной «высотки»... Подробнее...
Церковь Успения на Чижовском подворье Церковь Успения на Чижовском подворье Храм Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье располагается на территории бывшего подворья купца Чижова. Церковь стоит на месте придела Успения Пресвятой Богоро... Подробнее...
Тайны Метро 2 и Д-6.Загадки подземелий Москвы Тайны Метро 2 и Д-6.Загадки подземелий Москвы Засекреченные места в Московском метро уже были до его рождения в 1935. Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru