Главная / Интересное / Нейросети, маркеры лжи и супербактерии: чем занимаются участники проекта «В центре науки»

Нейросети, маркеры лжи и супербактерии: чем занимаются участники проекта «В центре науки»

Этот проект помогает школьникам почувствовать себя исследователями, реализовать идеи и получить практический опыт.

Научить нейросеть отвечать на тысячу вопросов, исследовать супербактерии, определить хронотип человека по тесту ДНК и различить ложь по речевым маркерам — этим и многим другим занимались московские школьники, участники проекта «В центре науки». На базе столичных вузов и ведущих научно-исследовательских кластеров старшеклассники под руководством экспертов реализовывали идеи в области биологии, экологии, химии, физики и лингвистики, проводили эксперименты, а затем представляли их результаты на конференциях.

Рассказываем, как проект помогает ученикам сделать первые шаги в науке, почувствовать себя настоящими исследователями и определиться с будущей профессией.

Погружение в науку

Проект «В центре науки» открылся в прошлом году. Его участниками стали более 15 тысяч человек: свыше 10 тысяч старшеклассников, а также педагоги и молодые ученые. Проект, объединивший усилия школ, вузов и научных центров, предоставил московским ученикам возможность заниматься исследовательской деятельностью на базе современных лабораторий и полигонов, консультироваться с лучшими наставниками, разрабатывать собственные проекты и защищать их перед экспертным сообществом.

В течение нескольких месяцев школьники посещали профильные кружки, фестивали, лектории, мастер-классы и научно-экспериментальные курсы. Они осваивали передовые исследовательские методы, такие как микроскопия, электрофорез, 3D-печать, сбор и анализ данных, моделирование физических и биологических процессов. Юные химики изучали скорость коррозии металлов и готовили защищающий раствор, физики создавали бионические протезы на 3D-принтере, биологи проводили секвенирование ДНК, а экологи разрабатывали идеи по сохранению окружающей среды. Для преподавателей организовали профессиональные хакатоны, а для начинающих исследователей — встречи клуба молодых ученых.

Свои проекты школьники представили на внутренних конференциях и городских мероприятиях. А столичные ученые рассказали о передовых открытиях в Московском дворце пионеров, где прошли три больших лектория, масштабный фестиваль естественных наук и Фестиваль московской науки в феврале.

Пресс-служба Департамента образования и науки города Москвы
Пресс-служба Департамента образования и науки города Моск

 

Как слова выдают обман
Одиннадцатиклассница Александра Гатилова из школы № 1238 участвовала в научно-экспериментальных курсах по лингвистике. Она провела исследование, посвященное определению маркеров лжи в устной речи. Вместе с командой школьница смоделировала ситуацию, опросила десятки респондентов, проанализировала данные и представила результаты в виде диаграмм.

«Курсы по лингвистике проходили на базе Высшей школы экономики. В течение двух месяцев мы изучали теорию и проводили исследования. У каждой группы была своя тема, наша занималась проектом по выявлению маркеров лжи в устной монологической речи. Целью было выяснить, можно ли по каким-то определенным словам понять, когда человек говорит неправду. Для этого одну часть респондентов попросили представить, что они опоздали на встречу с другом, потому что автобус не приехал вовремя. А другую часть — соврать, что причина опоздания — задержавшийся автобус. Далее мы расшифровали монологи через специальное приложение и загрузили результаты в таблицу, выделив совпадения», — рассказывает Александра Гатилова.

Александра Гатилова. Пресс-служба Департамента образования и науки города Москвы

Работая над проектом, школьники выяснили такие закономерности: правдивые респонденты чаще употребляли вежливые обороты и слова в смягченном негативном значении, чем те, кто лгал. Например, об автобусе говорили, что он задержался, а не опоздал.

«Нам удалось обнаружить маркеры лжи у 70 процентов респондентов. Результаты исследований, оформленные в графиках и таблицах, мы презентовали на научной конференции. Эту разработку можно использовать в криминалистике, обучении психологов, для анализа текстов с помощью искусственного интеллекта в разных телеграм-каналах. Мы планируем продолжить работу над проектом и в следующем учебном году», — говорит школьница.

Александра Гатилова также делает успехи в изучении английского и китайского языков. В будущем девушка хочет стать лингвистом и преподавателем.

На вопросы ответит нейросеть


Участник конференции «Инженеры будущего» и победитель Московской предпрофессиональной олимпиады по физике Лев Леженев из школы № 1434 — автор проекта на основе искусственного интеллекта для крупной торговой сети. Вместе с командой десятиклассник создал сайт, который оптимизирует работу службы поддержки сотрудников ретейла.

«Вместе с другими участниками проекта, посвященного искусственному интеллекту, в течение недели я разрабатывал программу, которая будет отвечать на вопросы. После теоретического курса, проведенного студентами ведущих московских вузов, мы создали интернет-сервис и встроили в него нейросеть с базой готовых ответов. В формате текстовых сообщений сотрудники компании могли узнать, сколько раз в месяц начисляется зарплата, как получить пособие по беременности и другую важную информацию. Всего в базу внесли ответы примерно на тысячу вопросов», — рассказывает Лев Леженев.

Лев Леженев. Пресс-служба Департамента образования и науки города Москвы

Перед тем как представить готовый проект на конференции, школьники сделали необходимые экономические расчеты. За разработку ребята получили от компании-заказчика награду.

«Теоретически такую модель можно внедрить на любом предприятии. В дальнейшем мы хотим продолжить работу над проектом и создать сервер, который позволит вводить самые разные данные. Я считаю программу “В центре науки” очень полезной: она дает возможность расширить и углубить школьные знания, применяя их на практике. В будущем я хочу стать программистом, и этот опыт очень важен для меня», — делится старшеклассник.

Сова или жаворонок
Школьники работали в современных лабораториях, собирали и анализировали данные, моделировали физические и биологические процессы. Девятиклассница Анастасия Левченко из школы № 947 участвовала в научно-экспериментальных курсах по химии и биотехнологиям. Она исследовала, как строение ДНК связано с биологической предрасположенностью человека к тому или иному хронотипу (режиму сна и бодрствования).

«Двухмесячные курсы проходили на базе Сколковского института науки и технологий. Участниками эксперимента стали школьники из нашего и соседних потоков и преподаватели. После того как они ответили на вопросы о режиме дня, мы брали у них соскоб буккального эпителия — клеток с внутренней стороны щеки. Затем с помощью амплификатора (прибора для проведения полимеразной цепной реакции), выделяли из этих клеток ДНК. Нуклеотидные цепи рассматривали под ультрафиолетом и сравнивали результаты со сведениями из анкет. Тонкая полоска пары нуклеотидов соответствует хронотипу жаворонка, толстая — совы, а две полоски говорят о том, что их обладатель относится к смешанному хронотипу голубя. Результаты на 95 процентов совпали с ответами участников исследования. Такие тесты помогут людям планировать свой режим с учетом биологических особенностей», — объясняет Анастасия Левченко.

Анастасия Левченко. Пресс-служба Департамента образования и науки города Москвы

Еще школьница проводила экстракцию эфирных масел и гидролатов (водных растворов) из кожуры мандарина, мяты и засушенных лепестков роз, определяла содержание хлорофилла и других пигментов в разных частях растений. Ранее она стала призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

«В новом учебном году я планирую снова участвовать в проекте “В центре науки”, заниматься уже другими исследованиями. Это очень хорошая база для школьников, есть возможность работать с передовым лабораторным оборудованием под руководством специалистов, реализовывать свои идеи», — считает Анастасия Левченко, которая с детства мечтает связать свою жизнь с медициной и стать врачом-хирургом.

Исследовать супербактерии

Как развиваются бактерии в кефире и насколько они устойчивы к современным антибиотикам, изучал девятиклассник Артем Реутский из школы № 1558, победитель Московской олимпиады школьников по биологии и английскому языку.

«На научно-экспериментальных курсах по биотехнологиям мы исследовали супербактерии. Так называются микроорганизмы, выработавшие в процессе развития устойчивость к антибиотикам. Сначала мы собрали теоретическую информацию, потом посеяли культуры для выращивания бактерий. Исследование проводилось на образцах кефира разных производителей — в каждый мы добавили бактерии и пропитанный антибиотиками бумажный диск, а затем погрузили пробы в термостат. Через неделю в некоторых образцах кефира выросли колонии супербактерий, устойчивых к препаратам», — рассказывает Артем Реутский.

Артем Реутский. Пресс-служба Департамента образования и науки города Москвы

Проект школьников подтвердил научную гипотезу о том, что в кисломолочных продуктах могут развиваться устойчивые к антибиотикам бактерии, поэтому пищевым технологам нужно уделять производству особое внимание. Результаты исследований ребята презентовали в виде диаграмм на внутренней научной конференции.

«Это были мои первые серьезные исследования. Здорово, что есть возможность поработать в хорошо оснащенной лаборатории, набраться практического опыта. Сейчас я хочу попасть в летний лагерь проекта “В центре науки”, а в будущем — стать вирусологом и создать вакцину от вируса иммунодефицита человека», — делится школьник.

В новом учебном году проект продолжит расширяться: увеличится количество курсов и кружков, появятся новые направления, будет развиваться формат наставничества. Сейчас открыта регистрация на летнюю выездную научную школу, а впереди школьников ждут профессиональные конкурсы, хакатоны и фестивали. Узнать подробности и зарегистрироваться можно на сайте

Источник: М24

 

Смотрите также:

Король полей: что умеет беспилотный мини-трактор с почти человеческим зрением Король полей: что умеет беспилотный мини-трактор с почти человеческим зрением Беспилотный мини-трактор от компании Cognitive Pilot оснащен почти человеческим зрением, гибридной силовой установкой и простым, крепким шасси. Подробнее...
«Лето в новом формате»: служба занятости населения Москвы подготовила программу для детей «Лето в новом формате»: служба занятости населения Москвы подготовила программу для детей Более трех тысяч школьников смогут начать учиться профессиям модельера-стилиста, бариста, повара-кондитера, логиста, а также опробовать себя в роли авиадиспетчера, летчик... Подробнее...
Московские школьники — победители первой Открытой международной географической олимпиады! Московские школьники — победители первой Открытой международной географической олимпиады! В олимпиаде приняли участие представители более 20 стран. В составе сборной России юные москвичи завоевали четыре золотые и две серебряные медали! Подробнее...
Московская школьница сдала ЕГЭ на максимальные 400 баллов Московская школьница сдала ЕГЭ на максимальные 400 баллов Московская ученица Надежда Яшмолкина добилась уникального результата на Едином государственном экзамене, набрав абсолютные 400 баллов. Подробнее...
Под собственным брендом. В Узбекистане 16-летний школьник собрал электромобиль Под собственным брендом. В Узбекистане 16-летний школьник собрал электромобиль Шахзод Эркинову школьник из Бухары вместе с отцом сделал электромобиль в ретро стиле. Подробнее...

Наша группа В Контакте

Другой город

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: santandrey@yandex.ru