До 29 апреля в галерее "Файн Арт" проходит выставка художницы Елены Ковылиной "Красные гранаты".
Раннее голубоватое утро. Светает. Пустынные улицы, оставленные людьми машины. Как сгустки крови раскрытые плоды гранатов на асфальте. Цокот копыт. На ослике в белых одеждах и белой вуали невеста, рядом в черном с темным лицом, бородкой, вероятно, жених. Нет, это не кино. Это живописные холсты, на которых запечатлены отнюдь не кинокадры, а моменты и образы перформанса знаменитого мастера этого вида искусства – Елены Ковылиной.
Художник Елена Ковылина – специалист в области медиа арта, перформанса и акционизма, лауреат Государственной премии в области современного искусства Инновация-2006, участник ок. 300 международных выставок и проектов, автор и продюсер ок. 100 художественных проектов, педагог. Выставка «Красные гранаты» дебют мастера в Галерее «Файн Арт» и одновременно заключительная часть цельного произведения, представляющего триаду: перформанс – видео/фото – картина. Сам перформанс, снятый на видео, зрители также смогут увидеть в процессе выставки.
«Красные гранаты» (2010) – авторский ремейк перформанса «Зеленые яблоки» (1999), проведенного в глухой армянской деревушке, осуществлен художником в мегаполисе Москве по дороге из Шереметьево на Ленинградском шоссе возле города Химки. В этом районе километровых пробок из месива супергигантских фур, автобусов, грузовиков, роскошных иномарок и скромных жигулей и передвигаются по обочине на ослике девушка в белых одеждах - сама Елена Ковылина и мужчина.
«Здесь, на территории Предмосковья сплелись Запад и Восток, Европа и Азия, супертехнологии и дикость, прогресс и первобытное потребление плодов цивилизации. Пара напоминает жениха с невестой. В руках девушка держит блюдо с Красными гранатами. На Востоке существовал свадебный обряд, при котором невесту отправляли в дом жениха с красными плодами, которые указывали на ее чистоту и непорочность. Невеста спрыгивает с осла в мутную лужу, камера задерживается на отраженном в грязной воде белоснежном каблуке её сапога. И уже следующий крупный план - кровавый сок гранатов, лопающихся под зимними шинами автомобилей…
Мотив параллельности времен, (не)совместимости в пространстве современного города различных исторических, онтологических и культурных измерений, независимость и синхронность жизненных потоков – вот палитра феноменов, отраженных в данной работе.
Это также высказывание о мужчине и женщине и ритуале брака, и вопрошание, обращённое к патриархальной матрице, просачивающейся сквозь сверхсовременные небоскребы и автомобильные пробки.» (Елена Ковылина, с сокращением).
Ослик, плоды гранатов, прекрасная девушка в белом, мужчина в черном, город и его атрибуты – все имеется на холстах Ковылиной. И жизнь в ее картинах кажется романтичной, таинственной и, может быть, чуть-чуть волшебной. Совершенно очевидно, искусство живописи Елены Ковылиной также подвластно ей, как и искусство перформанса. При этом картина - первичный импульс в творчестве художника. «Образ рождается в моей голове как картина. Я вижу его как застывшую сцену, выхваченную из тьмы вспышкой света.» - говорит Елена. Елена Ковылина – центральный персонаж, нарциссический объект всех своих произведений. Она – синтетический мастер, так как создает свое произведение как художник, исполняет перформанс как режиссер и актер, монтирует видео материалы, а затем в соответствии с документацией пишет живопись, где все героини - она сама. По сути все ее произведения во всех своих частях и жанрах – автопортрет. Данный проект – часть грандиозного плана Ковылиной «Живописные образы перформанса».