1
Главная / История / Троллейбус имени ВСХВ

Троллейбус имени ВСХВ

Для обслуживания посетителей вновь открывшей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1954 году была выстроена специальная троллейбусная кольцевая линия длиной 9,5 км, имевшая в плане форму подковы и разворотные кольца по обе стороны от главного входа. По новой линии стали курсировать в летнее время троллейбусы нового маршрута "В". Первоначально здесь работали специально изготовленные троллейбусы МТБ-ВСХВ, сделанные на заводе имени Урицкого. Но совсем скоро стало понятно, что эти машины морально устарели и на звание последнего достижения Страны Советов в троллейбусостроении уже не тянули. 

Исходя из необходимости замены машин, курсирующих по главной выставке Советского Союза, чем-либо более совершенным, Партия и Правительство поручили Сокольническому вагоноремонтному заводу (СВАРЗ) разработать и наладить производство принципиально новых троллейбусов для перевозки гостей ВСХВ. И коллектив завода с честью выполнил это почётное и ответственное задание - под руководством главного конструктора В. В. Строганова был создан "Троллейбус для ВСХВ" - так в течении всего 1955 года в литературе обозначалась новая модель.

Прежде всего новая машина отличалась смелым, ярким, небывалым дизайном. Дизайнерские решения выглядят наиболее свежими в том случае, если их элементами послужили принципиально новые, только что изобретённые материалы и конструкции, которые были невозможны ранее. Пятидесятые - годы начала освоения пластика и гнутого стекла. И троллейбус, призванный защищать честь страны в области технологий городского транспорта, превосходно справился с этой задачей. Авторы применили конструкцию, не встречающуюся в практике строительства кузовов троллейбусов и автобусов ни до, ни после. Вместо боковых стёкол, их роль выполняли полностью прозрачные пластиковые шторки, которые в хорошую погоду могли приподниматься вверх, загибаясь под остекление крыши. Использование пластика и гнутого стекла делало кузов троллейбуса поистине революционным. В данном случае решение было не демонстративным, а весьма оправданным: действительно, для максимального обзора во время экскурсионных поездок требовались значительно увеличенное "зрительное пространство" - застеклённое и, ещё лучше, полностью свободное от преград. На лобовом листе помещалась большая литая эмблема ВСХВ. ТБЭС не шел ни в какое сравнение с троллейбусом МТБ-ВСХВ и по отделке салона: были установлены 32 сиденья с подпружиненныи подушками и велюровой обшивкой, по проходу внутри салона была уложена ковровая дорожка, а на широкой стойке между задними стеклами было установлено зеркало. Кабина водителя была лишь с левой стороны отделена от салона полуперегородкой, а справа ее отделяла только хромированная цепочка. Передний и задний буфера на троллейбусе были выполнены из хромированной стали. От МТБ-82Д на новой машине была сохранена лишь рама, ходовая часть и электрооборудование - более совершенного на тот момент промышленность еще не выпускала.
Первую машину начали строить на СВАРЗе 9 июля 1955 года, и предъявили правительственной комиссии уже 17 августа. По неподтвержденной информации, ее принимал лично Н.С.Хрущев. Затем машина поступила на испытания во 2-й троллейбусный парк, который в те годы являлся испытательным полигоном для всех машин новых типов.
В 1956 году, после испытания опытных экземпляров, "Троллейбусы для ВСХВ" запустили в серийное производство. Тогда же им было присвоено название ТБЭ-С56, то есть ТроллейБус Экскурсионный завода СВАРЗ, год начала серийного выпуска — 1956. В декабре 1956 в Москве их было уже 18.
Все ТБЭ-С56 с завода окрашивались в белый цвет с нежно-зеленой полосой посередине кузова и поступали во 2-й парк. Сначала все СВАРЗы работали на маршруте "В". На выставочном маршруте работало ежедневно по 8 машин, а в выходные дни их число увеличивалось до 12. 4 апреля 1956 года один троллейбус пустили по улице Горького в качестве экскурсионного, и с тех пор они начали осваивать город. Хорошо зарекомендовавшие себя на линии "В" троллейбусы решено было выпустить и на обычные маршруты. После закрытия троллейбусных линий на ВДНХ в начале 60-х некоторые из машин были отправлены в пострадавший от землятрясения Ташкент.

YPFofNixoxY

Смотрите также:

«Первопроходец». Создатель современных дирижаблей: история ученого, который верил в «устаревшие» воздушные суда «Первопроходец». Создатель современных дирижаблей: история ученого, который верил в «устаревшие» воздушные суда Александра Кирилина по праву можно назвать первопроходцем в деле восстановления дирижаблестроения в нашей стране. Автором и создателем первых реальных, летающих дирижабле... Подробнее...
Российские изобретения, без которых нельзя представить современный мир Российские изобретения, без которых нельзя представить современный мир Мы расскажем об открытиях российских ученых и изобретателей повлиявших на весь мир. Подробнее...
Истории случайных изобретений Истории случайных изобретений Многие важные научные открытия произошли совершенно случайно, вопреки изначальным целям исследователей. Подробнее...
История создания тетриса История создания тетриса Игра, которая захватила весь мир: как советский инженер придумал «Тетрис» и не заработал на нем ни копейки. Подробнее...
«Каисса» начинает и выигрывает или триумф российского ИИ «Каисса» начинает и выигрывает или триумф российского ИИ Даешь киберспорт! 50 лет победе «Каиссы» в первом чемпионате мира по шахматам среди компьютерных программ Подробнее...

Наша группа В Контакте

Другой город

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: santandrey@yandex.ru