Главная / История / Скульптура «Рабочий и колхозница»

Скульптура «Рабочий и колхозница»

Эталон социалистического реализма - так называли это монументальное произведение Веры Мухиной, ставшее одним из главных символов СССР. Идея скульптуры принадлежит архитектору Иофану, который придумал объединить идеи сразу двух античных статуй - "Тираноборцев"(Критий) и "Ника Самофракийская"(неизвестный автор). В первом случае, архитектора вдохновила обща линия скульптур Гармодия и Аристогитона, составивших заговор против тирана Гиппарха. Во втором случае - динамика и патриотическое звучание скульптуры.

Государственный заказ предусматривал размещение скульптуры у входа в Советский павильон на всемирной выставке в Париже. Поскольку павильоны Германии и СССР находились напротив друг друга, скульптурная композиция всеми возможными художественными и монументальными средствами должна была демонстрировать идеологическое превосходство коммунизма над нацизмом.

Вера Мухина подошла к созданию главного идеологического произведения с присущим ей размахом и талантом. Две фигуры - рабочего и крестьянки, высоко поднимающие над головой символы СССР - молоток и серп. Они словно устремлены ввысь, их объединяет момент триумфа, великой победы. Идея побеждающего труда и вечного нерушимого союза пролетариата и крестьянства - главная коммунистическая догма - в исполнении великой Веры Мухиной выглядит непреложной и привлекательной.

Для достижение дополнительного эффекта, скульптуру было решено сделать из тонких листов нержавеющей стали, которая отражала свет и меняла свой цвет в зависимости от солнечного освещения.

В мае 1937 года скульптура, высотой 58 метров (25 метров собственно скульптура и 33 метра постамент) украсила выставочный павильон Советского Союза. Достоверно известно, что разведка СССР всерьез интересовалась оформлением павильона Германии, в результате высота советского павильона была на несколько метров выше, что несомненно обрадовало руководство страны и огорчило немцев.

Парижане ходили смотреть на скульптуру по нескольку раз в день, поскольку она постоянно меняла свой цвет - на восходе она была розовой, днем - ярко-серебристой, а на закате - золотой.

После окончания выставки французы начали собирать средства для того, чтобы выкупить у СССР скульптуру и оставить ее в Париже. Сталин категорически отказал.

С конца 40-х годов "Рабочий и колхозница" является основным символом киностудии Мосфильм. Скульптура часто встречается в документальных и художественных фильмах. Теперь она стала самым впечатляющим и талантливым памятником своей эпохи.

В начале 21 века монумент пережил серьезную и затяжную реставрацию. С 2009 года эталон соцреализма снова украшает вход во Всероссийский выставочный центр.

Источник: Музеи мира

Подписка на новости

Смотрите также:

Большой театр изнутри Большой театр изнутри А вы знали, что в Большом театре над сценой есть собственная звонница из 20 колоколов? А вы знали, что в Большом театре после капитального ремонта стало 12 этажей - 7 над... Подробнее...
История московских поговорок и крылатых фраз История московских поговорок и крылатых фраз Откуда взялись выражения «Москва слезам не верит», «Орать во всю ивановскую» и «Откладывать в долгий ящик»? Заглядываем на странички истории. Подробнее...
Таблетки для царя и для людей. История старейшей в Москве аптеки Таблетки для царя и для людей. История старейшей в Москве аптеки АиФ.ru начинает цикл материалов о самой старой бане, гостинице, фонтане и прочих московских достопримечательностях, бывших когда-то «самыми первыми». Начинает с рассказа ... Подробнее...
Дорога в стразах. Где прежде предпочитала селиться московская знать? Дорога в стразах. Где прежде предпочитала селиться московская знать? Самым желанным, престижным и потому дорогостоящим местом для проживания в столице традиционно считается центр города. Конкурировать с ним способна разве что знаменитая Ру... Подробнее...
Гардемарины в гостях у Пушкина. Как Москва сыграла... Санкт-Петербург Гардемарины в гостях у Пушкина. Как Москва сыграла... Санкт-Петербург В марте 1987 г. Светлана Дружинина закончила съёмки саги «Гардемарины, вперёд!», после её выхода вся страна влюбилась в Сергея Жигунова и Дмитрия Харатьяна - бравых гарде... Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru